РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

В конце прошлой недели «Тинькофф-журнал» опубликовал данные о 15 регионах России, в которых покупают больше всего алкоголя. Эти сведения были повторены в электронной версии газеты «Собеседник». Затем информация пошла гулять по дальневосточным информационным агентствам, включая камчатские. Говоря о методике подсчета, журналисты «Тинькофф-журнала» пояснили (цитирую):

«Чтобы подсчитать общий объём потребления алкоголя, мы сложили данные Росалкогольрегулирования за 2020 год о розничных продажах пива и пивных напитков и крепкого спиртного и разделили на количество жителей регионов России. Данные о больных алкоголизмом – статистика Минздрава за 2020 год».

По этим данным Камчатка оказалась на девятом месте, т.е. попала в десятку самых пьющих регионов России. Приведенная статистика трезвости вызывает вопросы своей противоречивостью и, следовательно, сеет сомнения. Сам заголовок материала в «Тинькофф-журнале» – «15 регионов России, в которых покупают больше всего алкоголя» – обозначает всего лишь один критерий подсчета: сколько продали спиртного на душу населения региона. Исследователи взяли данные Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (сколько продали алкоголя в регионе) и Федеральной службы государственной статистики (количество населения региона) и, как мы уже сказали, поделили первое на второе. Зачем к этому простому арифметическому действию нужно было примешивать информацию министерства здравоохранения о больных алкоголизмом в регионе? На что повлияла последняя цифра?

Допустим, сотрудники «Тинькофф-журнала» придумали свою мудреную формулу, где больные алкоголизмом при подсчете влияют на конечный результат. Мы проверили подсчеты наших коллег и убедились, что количество хронических алкоголиков, т.е. стоящих на учете, не влияет на место в рейтинге. Тогда зачем в расчетах приводить эту цифру? Вспомнили бы тогда и количество родителей, лишенных родительских прав из-за пьянства, и количество ДТП, совершенных в состоянии алкогольного опьянения. Выглядит, нежно выражаясь, нелогично: заявлять одни критерии для расчетов, а считать по другим. Предположу, что тинькоффцы решили придать своим нехитрым подсчетам больше солидности. Можно ли им верить?

Для сравнения приведем данные Общественной организации «Трезвая Россия» (http://alkogolunet.ru). Ежегодно, начиная с 2015 года, они публикуют доклад «Национальный рейтинг трезвости субъектов Российской Федерации». Федеральным проектом «Трезвая Россия» руководит член Общественной палаты Российской Федерации Султан Хамзаев. Его эксперты, составившие рейтинг, опубликовали шесть критериев, которые они использовали для вычислений. Затем путем достаточно сложных вычислений, учитывающих эти критерии, составляется рейтинг трезвости в виде таблицы. Если верить их данным, то последнее, восемьдесят пятое место занимает Республика Коми, а не Удмуртия (по «Тинькоффу»). Восемьдесят четвертое место принадлежит Чукотскому автономному округу и лишь восемьдесят третье – Удмуртии. Камчатский край среди «плохишей» занимает семьдесят восьмую строчку в таблице, а не семьдесят седьмую. Республика Карелия находится на шестидесятом месте, а не восемьдесят четвертом. Еврейская автономная область занимает семьдесят третью позицию, а не восемьдесят третью. Забайкальский край является пятьдесят вторым по счету, а не восемьдесят первым.

Итоговая формула расчета суммарного балла трезвости конкретного региона выглядит так: S(Ri)=A1(Ri)+A2(Ri)+A3(Ri)+2*A4(Ri)+A5(Ri)+0,5*A6(Ri). Не думаю, что журналисты из «Тинькофф-журнала» умеют пользоваться ею.

Однако, как ни крути, Камчатка попадает в десятку самых худших в рейтинге трезвости российских регионов. С другой стороны, Россия оказывается далеко не самой пьющей страной в мире. Напомню, введение «сухого закона» привело к великим социальным сломам и людским жертвам в октябре 1917 года (случилась Великая Октябрьская революция) и мае 1987 года, когда вышло постановление ЦК КПСС «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма».

«Умом Россию не понять…»

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ