Проходила она под патронажем Министерства обороны и Русского Географического Общества (РГО). Из 19-и Камчатско-Курильских экспедиций десять были посвящены исследованию необитаемого острова Матуа, еще семь экспедиций включали в себя изучение иных остров Курильской гряды: Шумшу, Парамушира, Онекотана, в том числе и Матуа. И лишь две экспедиции из 19-и обошли остров Матуа стороной.
В большинстве случаев руководителем походов на Курильские острова был Евгений Верещага (в то время работающий исполнительным директором ООО «БелКамТур»), а научным руководителем – Ирина Витер (сотрудник сначала областной, а в последующем краевой библиотеки им. Крашенинникова).
Чем же привлек к себе внимание исследователей небольшой остров Матуа, расположенный в центре Курильской гряды? Почему к этому острову господина Верещагу тянуло, как магнитом? Предположу, что по долгу своей службы бывший подполковник КГБ (ФСБ) Евгений Верещага узнал что-то недоступное простым смертным исследователям. Например, до сих пор жива версия о том, что на острове Матуа под землей находится целый город, склады с обмундированием, медикаментами и продовольствием для целой дивизии. Находясь в центре японских войск, размещенных на Курильских островах, он мог снабжать военную группировку с меньшими затратами по времени и, следовательно, меньшими рисками. Там же в подземных казематах находились склады с бытовой утварью и не исключено, что там же прятали денежное довольствие всего Курильского воинского контингента. Система обороны острова по насыщенности оборонительными сооружениями превосходит все остальные, находящиеся на Курилах, например, на Шумшу и Парамушире. На небольшом клочке суши был расквартирован усиленный императорский полк – около трех с половиной тысяч солдат и офицеров. (Не слишком ли много для совсем небольшого острова?) Матуа по своей площади примерно в шесть раз меньше Шумшу, и примерно в 35 раз меньше Парамушира. Для сравнения приведу пример. На острове Шумшу была расквартирована группировка японцев, состоящая из 8,5 тысячи солдат и офицеров, на Парамушире находились около 12,5 тысячи солдат и офицеров. Следует учесть, что примерно одну пятую часть острова Матуа занимает вулкан Сарычева. Следовательно, концентрация войск на единицу площади на Матуа больше, чем на Шумшу почти в семь раз. Это выглядит тем более удивительно, что остров Шумшу находился в непосредственной близости от Камчатки, т.е. прямо на границе СССР и Японии.
Если все вышеперечисленное считать косвенными доказательствами в пользу особого статуса острова во всей системе обороны Курильских островов, то становится понятен интерес Евгения Верещаги к тайнам именно острова Матуа.
Ничего не имею против того, что кто-то хочет найти клад. Вытащить счастливый билет, который позволит обеспечить безбедную жизнь себе, своим родственникам и будущим поколениям. Правда, к научной деятельности эти поиски не имеют никакого отношения.
Наша землячка, краевед Ирина Витер, скорее всего, использовалась господином Верещагой в качестве прикрытия. Вокруг этих экспедиций всегда было много шумихи в прессе, но мало толку. Музейные фонды Камчатки не пополнились ни одним экспонатом с исследуемых островов.
Какими дополнительными сведениями обогатилась история освобождения Курильских островов? Ответ прост: никакими. Так зачем же тогда были организованы все эти экспедиции? Получается, что 17 из них, исключая две последние, были направлены на поиски Курильского Эльдорадо. Девятнадцатая Камчатско-Курильская экспедиция поставила своей целью изучить, насколько верны предположения о том, что на Матуа были склады биологического и химического оружия. Точных сведений, подтверждающих эту версию, нет. Но на всякий случай решили подстраховаться. Видимо, в планы Министерства обороны входит строительство военно-морской базы на острове.
Удивительное дело: Советский Союз получил Курильские острова больше семидесяти лет назад, но так и не сумел за 45 лет изучить, что же там находится.
Но это еще полбеды. На острове Шумшу до сих пор не найдены останки всех погибших советских солдат и офицеров и не преданы земле с воинскими почестями. В истории Камчатско-Курильских экспедиций есть еще одна интересная деталь. Первая экспедиция состоялась в 2003 году, и до 2015 года включительно правительство Сахалинской области не знало, что Камчатка исследует их острова. Мы просто не считали нужным ставить сахалинцев в известность.
Нам осталось дождаться 20-й Камчатско-Курильской экспедиции, снаряженной на Матуа, и пожелать кладоискателям, в конце концов, найти что-нибудь ценное и продать японцам. Подороже…
Вячеслав СКАЛАЦКИЙ