На прошлой неделе следственное управление СКР по Камчатскому краю было вынуждено обратиться в средства массовой информации с заявлением в связи с расследованием уголовного дела в отношении пенсионера поселка Октябрьский, обвиняемого в преступлениях против половой неприкосновенности малолетних девочек. Причиной тому послужило письмо жителей поселка, направленное ими в краевые СМИ, в котором они обращаются к журналистам с просьбой непредвзято разобраться в случившемся: «Лично мы – твердо уверены в невиновности Мужчины пенсионного возраста! Считаем меру пресечения в виде заключения под стражей длительностью до 5 месяцев – варварской, незаконной. Считаем бездействие следственного комитета – незаконным. Чтобы объяснить Вам нашу точку зрения, мы приведем несколько фактов и сведений, характеризующих Мужчину пенсионного возраста и малолетних «потерпевших»».
В конце текста указано, что под письмом подписались еще 160 сельских жителей, однако сами подписи отсутствуют. Для контакта указаны номера телефонов только двух человек, которые, возможно, приходятся дочерью и внуком подозреваемого.
Все началось с того, что сначала в правоохранительные органы поступило одно заявление об излишне «пылком» общении пенсионера с десятилетней девочкой. При проверке данной информации оперативники в числе прочих мероприятий вызвали на беседу подозреваемого. При этом в полиции отметили, что первое впечатление от встречи с ним было самое благоприятное. Вполне обычный добропорядочный человек, казалось бы, искренне считал все это не более чем недоразумением. Тем не менее, при проверке его алиби, а также в ходе дальнейшей работы были выявлены еще четыре малолетние жертвы. В следственном комитете считают – не последние, вполне возможно, что от общения с этим человеком пострадали и другие дети. В частности, в заявлении краевого СКР сказано: «Следственным отделом следственного управления СКР по Камчатскому краю продолжается расследование уголовного дела, возбужденного в отношении 64-летнего жителя поселка Октябрьский Усть-Большерецкого района.
По данным следствия, 21 октября 2015 года к 64-летнему жителю поселка Октябрьский с просьбой отремонтировать велосипед обратилась 10-летняя девочка. Злоумышленник оказал помощь, после чего в помещении гаража совершил в отношении нее насильственные действия сексуального характера. Аналогичное преступление в октябре 2015 года в помещении гаража он совершил в отношении еще двух 10-летних девочек.
Кроме того, в ходе следствия установлено, что в 2005 и 2010 годах он совершал развратные действия в отношении еще двух 10-летних девочек.
В ходе следствия от супруги обвиняемого и его защитников поступили заявления жителей поселка о положительной характеристике обвиняемого и предположением о невозможности в связи с этим совершения им указанных преступлений. Поступившие заявления и ходатайства приобщены к материалам уголовного дела и разрешены в соответствии с требованиями законодательства, а заявители допрошены в качестве свидетелей. При этом никто из допрошенных лиц не дал показаний, указывающих на непричастность 64-летнего мужчины к совершенным преступлениям, а лишь положительно характеризовали как лично знакомого или жителя поселка.
Кроме того, следствием установлено, что супругой обвиняемого предпринимались попытки склонить потерпевших и их родственников к отказу от заявлений о совершении ее супругом преступлений. В связи с этим в настоящее время в отношении женщины следственным отделом проводится доследственная проверка.
Защитником обвиняемого в Камчатский краевой суд обжаловано решение районного суда о продлении срока содержания под стражей обвиняемого с требованием изменить меру пресечения на более мягкую, не связанную с лишением свободы. Решением Камчатского краевого суда мера пресечения в виде заключения под стражей в отношении обвиняемого оставлена без изменения, а доводы защиты признаны необоснованными.
В настоящее время по уголовному делу проводится комплекс следственных действий, направленных на установление всех обстоятельств совершенных преступлений. Расследование уголовного дела продолжается».
Люди, страдающие каким-либо криминальным отклонением от нормы, обычно вполне осознают «издержки» своего состояния и всячески скрывают такую «ненормальность» от окружающих, особенно от близких. Ну, кто побежит рассказывать маме или детям о своих половых похождениях? Соответственно, вполне естественно искреннее желание родных защитить такого человека, ведь они просто не в силах поверить в случившееся.
Это можно понять, тем более что следствие еще не окончено, и кого-либо в чем-либо обвинять или оправдывать рано. Меня буквально сразил наповал другой аспект этой истории. В письме жителей Октябрьского немало места уделено жертвам подозреваемого, в частности, что они «Имеют ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ характеристики с детского сада». Думаю, тут комментарии излишни. Остается только посочувствовать жителям поселка, вынужденным ходить по одним улицам с такими «опасными» детьми из детского сада.
К счастью, расчет на журналистов не оправдался, среди них, в основном, люди грамотные, многое видевшие и слышавшие, соответственно, привыкшие предварительно проверять любое неофициальное сообщение. Общественной истерики вокруг октябрьского уголовного дела в СМИ не возникло. Кстати сказать, в краевом СКР эту информацию изначально передавать в СМИ не планировали. Из самых лучших побуждений. Поскольку поселок маленький, все друг друга знают, а посему не стоит привлекать излишнее внимание ни к подозреваемому, ни, тем более, к пострадавшим детям.
Казалось бы, на данный момент инцидент исчерпан. Но в сети неуклонно ползут слухи о неком безвинном пенсионере-инвалиде, которого незаконно преследуют правоохранительные органы. Кому-то очень хочется очередной «сантабарбары» местного разлива, кто-то неуклонно путает виртуальную игру с реальной жизнью.
К сожалению, это не первый и, уверена, не последний случай, когда правоохранительные органы вынуждены опровергать всевозможные обращения и заявления, распространяемые по соцсетям. Достаточно вспомнить чудовищные слухи о том, что полиция и прокуратура прячут жертв маньяка Тушинского от родственников и общественности в больнице. В результате возле прокуратуры собрался стихийный митинг. Стоит ли говорить, что пришлось в очередной раз пережить родителям погибших девочек. Тогда оперативникам удалось найти авторов этого заявления. Все они, как выражаются юристы, «добросовестно заблуждались». Проще говоря, из лучших побуждений действовали, мол, если это правда, то нужно заставить показать народу, кого это госпитализировали в реанимацию под покровом ночи. А наказание за то, что человек – дурак, у нас законодательством не предусмотрено.
Как ни странно, чем нелепее сплетня, тем охотнее в нее верят. От сообщений в «WhatsApp» уже тошнит. Если от нежелательных абонентов в целом можно избавиться, то в различных группах обязательно найдутся кликуши, истерички или перебравшие спиртного, которые засорят ваш телефон своими призывами и воззваниями. В конце концов, если не удивят, то напугают или вызовут рвотный рефлекс. Подобная возня не утихает и вокруг гибели трех мальчиков. Наряду с сообщениями камчатцев, вполне естественно желающих выразить сочувствие, оказать помощь и поддержку родственникам погибших детей, в соцсетях появляются «произведения» кухонных общественников. Даже стихи гулять начали – кощунственные по своей глупости и безграмотности. Допускаю, что их автор давно протрезвел и теперь мучительно стыдится своего произведения. Но те, кто делал ему «максимальный репост», тоже не ведали, что творят? Надеюсь, до близких погибших эти поэтические потуги не дошли. А я прошу прощения у земляков, трагически потерявших детей, что вынуждена коснуться этой темы в таком контексте.
Социальные сети в последнее время из, казалось бы, невинной игрушки превратились в огромный медиаканал. Для многих они стали если не единственным, то главным источником новостей, которому, не задумываясь, верят. Это усугубляется тем, что даже популярные пользователи в соцсетях время от времени публикуют откровенную ерунду, которую их читатели с удовольствием проглатывают, азартно комментируют и тиражируют тысячами репостов. Но одно дело, когда это касается рекламы или антирекламы каких-либо продуктов, предметов пользования или даже социальных акций. Другое дело, когда, сидя на диване, некоторые персонажи пытаются вести активную общественную жизнь, влиять на настроения в обществе или даже решать назревшие социальные проблемы.
Поскольку на Западе интернетобщение началось гораздо раньше, чем у нас, их ученые давно пытаются найти пути привития населению культуры общения в соцсетях. По их мнению, иначе у постоянных пользователей Интернета неизбежно формируется неадекватный взгляд на окружающий мир, они чаще остальных людей склонны к занижению жизненных принципов и ценностей реальной жизни. А неконтролируемое увлечение социальными веб-сайтами способно увеличить риск совершения неадекватных поступков, в том числе самоубийств (особенно среди молодежи).
Жанна БАКАЕВА