В прошедший понедельник соцсети края облетели фотографии медведя, уверенно топавшего по улице поселка Николаевка. Куда держал путь косолапый? Конечно же, к местной помойке. Глядя на снимки, не знаешь, чему больше удивляться: дикому зверю на поселковой улице или заросшим мусором до небес контейнерам. Эта история закончилась благополучно. Зверь никого не загрыз и сам не пострадал, охотоведам удалось выпроводить его из Николаевки в сторону ближайшего нерестилища. Так что есть надежда, что совсем еще молодой топтыгин станет добывать экологически чистую пищу. Но медведи – они как люди. В том смысле, что любят халяву. И единожды полученный опыт легкой добычи в пределах человеческого жилья теперь уже никогда не забудется.
Если вопрос с вывозом отходов человеческой деятельности с улиц городов и весей полуострова кое-как решается, то леса в окрестностях Елизова буквально засыпаны мусором. Недалеко от дачных участков «Кречет», буквально на протяжении километра по обочинам проселочной дороги высятся кучи строительного мусора, старой мебели, автомобильных шин и прочих отходов человеческой жизнедеятельности.
Некто целенаправленно грузил весь этот хлам на грузовой транспорт, вывозил в ближайший лес и выгружал, причем, не один и неоднократно. Потом сам же шел туда за грибами и ягодами, погулять с детьми, подышать свежим лесным воздухом…
Этот некто ни кто иной, как наш дачник, который наверняка часто и гневно критикует положение дел в стране, возмущен разгулом коррупции и бездействием чиновников. Но это, как говорится, на миру. А пока никто не видит, он методично гадит там, где предстоит жить его потомкам. Как тут не вспомнить гениальную фразу героя бессмертного произведения Михаила Булгакова «Собачье сердце»: «…разруха не в клозетах, а в головах».
Вопрос, как вывезти мусор с дачи дешево, аккуратно и быстро, задает себе, пожалуй, каждый дачник. Ведь в результате деятельности на огороде и в дачном домике помимо урожая, да заготовок на зиму собирается немало мусора. Вроде бы целенаправленно заниматься вывозом отходов должны председатели садоводческих некоммерческих товариществ (СНТ), т.е. оповестить всех дачников, заказать транспорт, назначить день и разом вывезти весь крупногабаритный мусор. Пищевые отходы рачительные огородники обычно обращают в удобрения, а мелкий мусор совсем нетрудно собрать в пакет и выбросить на помойке в городе.
Это в идеале. Но кто так делает? Во многих СНТ мусор целенаправленно не вывозили со времен их основания и не собираются этого делать. На сегодняшний день мы не нашли ни одного объявления в Камчатском крае об услугах по вывозу мусора с дачных участков, хотя в любом другом регионе это вполне обычное дело. Есть даже специализирующиеся на этом компании. А на нашем полуострове нет такого спроса, соответственно, и нет предложения.
Существует статья 51 «Требования в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления» закона «Об охране окружающей среды». А также статья 22 «Санитарно-эпидемиологические требования к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления» федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В инспекции государственного экологического надзора Камчатского края нас подробно расспросили, где именно мы наткнулись на горы отходов, и отправились принимать меры по их ликвидации. К сожалению, чаще всего надзорным службам приходиться заниматься расчисткой чужих следов, оно и понятно: на каждой поляне дозорного не поставишь. А если кто-либо из неравнодушных граждан увидит хама, загрязняющего окружающую среду, то мало запомнить номер автомобиля, его действия необходимо снять на видео. Иначе доказать причастность злодея к правонарушению будет крайне трудно.
Теперь представим себе, что нарушитель пойман на месте преступления и его вина неопровержимо доказана. В этом случае его могут признать виновным в совершении правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ, которой предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами потребления и наложить штраф от одной до двух тысяч рублей.
А однажды одного руководителя предприятия, распорядившегося выбросить отходы производства в пригородной лесополосе, привлекли к административной ответственности в виде штрафов на общую сумму 3 500 рублей.
Понятно, что столь «тяжкие» наказания людей, у которых разруха в голове, не остановят. Видимо, поэтому медведи теперь не видят разницы между лесной поляной и поселковой улицей: везде один пейзаж.
Жанна БАКАЕВА