ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ПОЛПРЕДА И ГУБЕРНАТОРОВ ОБЪЯВИЛИ САБОТАЖНИКАМИ

Громкий скандал случился 23 июня на заседании совместной коллегии Генеральной прокуратуры России и Минвостокразвития, которое состоялось в Хабаровске. Совещание организаторы посвятили многочисленным проблемам развития рыбной отрасли на Дальнем Востоке. Государственная Дума готовится до окончания последней сессии этого созыва принять во втором и третьем чтениях поправки в закон о рыболовстве. Недавно переназначенный на пост руководителя главного надзорного ведомства страны, уроженец Хабаровского края Юрий Чайка в доме приемов собрал глав регионов ДФО, своих подчиненных, представителей правоохранительных и контролирующих органов, имеющих отношение к рыбной отрасли.
Дали слово и самим рыбакам. Выступление президента Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Александра Фомина получилось особенно эмоциональным. Он его посвятил жесточайшему прессингу со стороны силовых структур. «Мы сегодня вынуждены всю свою производственную деятельность подстраивать так, чтобы это было удобно инспектору пограничной службы, — возмутился докладчик. — В марте этого года капитан судна «Партизан», судовладелец ООО СК «Гудзон», шел в штормовых условиях от Невельска на Сахалине к Петропавловску-Камчатскому. При этом он допустил пересечение государственной границы в координатах и по времени, которые незначительно отличались от тех цифр, которые он дал в уведомлении. Понятно, шторм, отнесло. В итоге капитан был оштрафован на 450 тысяч рублей, судовладелец на 11,5 миллиона рублей».
Слова Александра Фомина в беседе с репортером РИА «Восток-Медиа» подтвердил губернатор Камчатского края Владимир Илюхин. Он отметил, что по пути с самого северного в Курильской гряде острова Парамушир до Пертропавловска-Камчатского любому судну приходится не меньше семи раз пересекать границу. Так устроены лоцманские карты. Малейшее отклонение, даже по независящим от капитана причинам (шторм, поломка), наказывается колоссальными штрафами.
«Такое ощущение, что из нас делают шпионов, и на нас выполняются все планы, — продолжил свое выступление на коллегии Генпрокуратуры и Минвостокразвития представитель ассоциации рыбодобытчиков Александр Фомин. — Наши камчатские коллеги раздобыли вот такую справку для служебного пользования. Это отчитываются пограничники за 2013 год. Я зачитаю некоторые выдержки: «Возбуждено 1 125 дел об административных правонарушениях, наложено штрафов — 170 миллионов, из них по нарушению госграницы —  55 миллионов рублей». И комментарий! Он очень примечателен: «Наибольшую опасность представляет то, что в информационную акцию против подразделений пограничного управления втягиваются органы государственной власти: полномочный представитель президента России в ДФО, а также губернаторы Камчатского края и Сахалинской области». Получается, губернаторы и полпред пытаются толкнуть развитие экономики в своих регионах, а пограничники их считают саботажниками».
Александр Фомин напомнил участникам коллегии произошедший в марте этого года случай, когда прямо в открытом море на плавбазе «Всеволод Сибирцев», которая находилась на обратном пути во Владивосток, прошла настоящая спецоперация. На судно с двух вертолетов пограничной службы ФСБ высадилось порядка десяти сотрудников ведомства, которые изъяли у капитана ряд документов. Силовики сообщили, что данные мероприятия прошли в связи с подозрениями в уклонении сотрудниками компании от уплаты таможенных платежей при поставке рыбной продукции в Россию.
Одновременно с этим в офис крупнейшей рыбодобывающей и рыбоперерабатывающей компании Приморья «Доброфлот» внезапно нагрянули силовики. Несколько десятков вооруженных сотрудников ФСБ и спецназа блокировали офис компании и в течение 8 часов изымали различные документы и электронные носители информации. Через несколько дней после инцидента свои посты покинули начальник Дальневосточной оперативной таможни Иван Уваров и его первый заместитель Григорий Золотарев. Они были освобождены от занимаемых должностей приказом Федеральной таможенной службы России. Что характерно, приказ появился сразу после нашумевшей силовой акции ФСБ и дальневосточной таможни в отношении компании «Доброфлот». Судно все-таки вернулось в порт Владивостока на ремонт и пополнение запасов. Однако, по словам Александра Фомина, уголовные дела против рыбаков никто не прекращал.
«Что делать дальше, мы пока не понимаем», — посетовал президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров.
«А у нас есть тут представители военной прокуратуры?» — отреагировал на это вопросом в зал Генеральный прокурор России Юрий Чайка.
«Вон они у нас все!» — прозвучала чья-то реплика с места.
С задних рядов поднялись трое мужчин, одетых по гражданке.
«А что происходит? Как вы надзор осуществляете?»  — обратился к ним генпрокурор.
Один из подчиненных Юрия Чайки пытался что-то сказать. Ему срочно дали в руки микрофон. Возможно, от волнения включить его не получилось.
Спасти положение решил прокурор Тихоокеанского флота России Сергей Скребец. Он мужественно справился с не желавшим включаться микрофоном и попытался дать вразумительные объяснения.
«Товарищ генеральный прокурор Российской Федерации, обращение по плавбазе «Всеволод Сибирцев» находится сейчас на проверке в прокуратуре Тихоокеанского флота, — доложил военный прокурор ТОФ. — Докладная записка относительно тезисов выступления господина Фомина будет представлена. Что касается прохождения контрольных точек, то порядок уведомительный. Никаких проблем с этим не возникало. Это установлено представителями пограничной службы ФСБ России, они присутствуют в зале».
На этих словах Сергей Скребец с надеждой посмотрел на многочисленных пограничных начальников, сидевших неподалеку. Однако никто из представителей ФСБ с мест не поднялся и ни словом не обмолвился.
«Вопрос прохождения Первого Курильского пролива (между Камчаткой и островом Шумшу к северу от Парамушира – прим. ред.) действительно заслуживает внимания, — пытался дальше оправдываться флотский прокурор. — Этот вопрос неоднократно обсуждался на уровне руководства пограничной службы страны».
«Кто может помочь, в самом деле? — воззвал Юрий Чайка из президиума. — Люди хлеб зарабатывают, а мы —  чиновники — едим его, а еще и препятствия ставим! Так же не годится!»
«Там режим государственной границы. Нужно внести изменения в постановление правительства», — крикнул кто-то с галерки.
«Уважаемые коллеги, я неслучайно говорила о вопросах правоприменения, — решила вступиться в дискуссию известная своими законодательными инициативами депутат Госдумы от Камчатки Ирина Яровая. — По этой  проблеме три года назад внесли изменения  в закон и договорились, что будут внесены изменения и в постановление правительства. Нам клятвенно обещали: вы закон принимайте, мы гарантируем, что все будет сделано. Оказалось, что спустя три года эта проблема по-прежнему существует. Это означает, что нужно проводить служебные проверки, в том числе на коррупционную составляющую. Во-вторых, нужно принимать решение».
«Мы инициировали изменения в постановление правительства, но пограничная служба против!» — вступил в обсуждение заместитель главного судебного пристава России Владимир Воронин, чья служба и взыскивает с рыбаков выписанные пограничниками мгогомиллионные штрафы.
По итогам состоявшейся в Хабаровске коллегии ее участники решили создать рабочую группу. Она будет информировать президента и правительство о подвижках в борьбе с административными барьерами на море. Если, конечно, будет о чем информировать.

(www.vostokmedia)