РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Госдума ахнула новым законопроектом. С 1 января 2018 года будет увеличен нижний предел выслуги – с 20 до 25 лет, дающий право на получение военной пенсии для военнослужащих Российской Федерации. Правительство намеревается таким образом ежегодно экономить сотни миллиардов рублей бюджетных средств.

Проект закона можно назвать выстраданным, его обсуждают с 2013 года. Главным камнем преткновения являлся переходный период (в течение 10 лет). Предполагалось, что те военнослужащие, которые начали службу раньше предложенной поправки в закон, должны были получать пенсию по-старому. Денег на этот переходный период в государственной казне не было, а сейчас появились.

Хорош ли будет новый закон или плох?

Какую пенсию получал военнослужащий, уходя на гражданку после 20 лет службы? Ему начислялось 50% денежного довольствия, а за каждый год выслуги свыше 20 лет добавлялось по 3%, но не более 85% от всего денежного довольствия. Теперь, отдав Родине 25 лет военной службы, он имеет право на пенсию 65% от общей суммы денежного довольствия, а за каждый год свыше этого срока получить прибавку в 3%. Однако предельная пенсия не может быть более 95% от его денежного содержания на военной службе.

Произведем некоторые расчеты для уяснения общей картины. Допустим, молодой человек, поступая в военное училище в 18 лет, 5 лет учится (срок обучения засчитывается в общую выслугу лет), через 25 лет увольняется с военной службы. На момент увольнения ему уже исполнилось 43 года, он полон сил, энергии и готов трудиться дальше на гражданском поприще. Ранее он мог уволиться в 38 лет, будучи также полон сил, энергии и планов на будущую жизнь. Причем, он имеет право на получение жилья по увольнению практически в любом регионе страны. За время службы защитник Родины получает служебное жилье или компенсацию денежных средств, потраченных на поднаем жилья. По увольнению помимо жилой площади он получит еще выходное пособие. Слава богу, что наши вооруженные силы дожили до времен, когда служить Отечеству стало не только почетно, но и престижно еще и в материальном выражении. Государство всегда будет взвешивать «за» и «против»: соразмерность потраченных на военную службу лет своих граждан – льготам, которые предоставляет им в виде компенсации. В данном случае прибавка пяти лет к общей выслуге, дающей право на пенсию, выглядит соразмерной. Сомневающимся напомню недавнее советское время. Мне, как человеку, выросшему в военной семье и самому прошедшему воинскую службу в должности офицера, это хорошо известно. Начну с того, что офицер, окончивший военное училище, должен был служить не менее 25 лет (тогда института добровольной отставки просто не существовало). Офицер мог уволиться только по состоянию здоровья, выслуге лет или по дискредитации офицерского звания. Если ты вдруг понял, что ошибся, и воинская служба – не для тебя, то был один способ уволиться из ВС СССР, не причинив вреда своему здоровью, – просто не появляться в воинской части. Если офицер вдруг хотел решить проблему через беспробудное пьянство, то за это в вооруженных силах Советского Союза увольняли очень редко. Начальство в таких случаях говорило одно и то же: «Лечите и воспитывайте». Денежное довольствие советских офицеров одного звания и одной должности по сравнению с нынешним, было меньше примерно на одну треть. Приведу небольшой пример, характеризующий положение офицера на социальной лестнице. Водитель пассажирского автобуса на Камчатке в советское время в месяц получал со всеми северными надбавками и премиями около 900 рублей, высококвалифицированный сварщик на бывшем 49-м заводе в бухте Сельдевой (ныне Вилючинск) получал 1000 рублей, столько же получал высококлассный бульдозерист. Командир ракетного крейсера на Камчатке получал примерно столько же, сколько и водитель автобуса, и на 100 рублей меньше, чем сварщик и бульдозерист. Командир ракетного крейсера в Приморье получал в месяц на 400 рублей меньше, чем водитель автобуса на Камчатке и на 500 рублей меньше чем сварщик или бульдозерист. Командир атомной подводной лодки в Приморье имел денежное довольствие на 350 рублей меньше, чем водитель автобуса и на 450 рублей меньше, чем сварщик и бульдозерист в нашем славном краю.

Если взять общую систему льгот, существующую в советское и нынешнее время, то разрыв увеличился в несколько раз. Никогда в советское время не оплачивалась дорога к месту отдыха для военнослужащего и членов его семьи. Это случилось только в постперестроечной российской армии. Во времена хрущевской оттепели (конец 50-х начало 60-х годов прошлого века) советское руководство уволило более миллиона офицеров, из которых многие имели боевой опыт, т.е. прошли Великую Отечественную и Корейскую войну. Их уволили без всяких выходных пособий и предоставления жилья. Главным законом военной службы советского времени являлось утверждение: «Начальник всегда прав». Какие-либо жалобы на командира воспринимались как нежелание стойко переносить все тяготы и лишения воинской службы (т.е. невыполнение присяги) и неумение критически относится к себе. Таким образом, любой произвол командования мог быть оправдан. Советское правительство относилось к офицерам, как почетным крепостным.

Сегодня все изменилось. Вдумайтесь: правительство отложило принятие вышеобсуждаемого закона, чтобы не ущемить права военнослужащих в переходный период, т.е. не обделить их пенсионными надбавками.

Неужели мне это не снится?

 Вячеслав СКАЛАЦКИЙ