ЯРОСТЬ ПУТИНА: ВО ВСЕМ ПРИДУРКИ ВИНОВАТЫ?

На заседании Госсовета по Дальнему Востоку президент не скрывал раздражения

По-видимому, вице-премьер Юрий Трутнев допрыгался. На заседании президиума Государственного совета РФ по вопросам развития Дальневосточного региона до 2025 года, который прошел во время Восточного экономического форума, он сидел с лицом провинившегося школьника. Президент страны Владимир Путин, который это заседание и провел, еле сдерживал эмоции и временами поглядывал на вице-премьера так, будто взглядом хотел его убить.

Как в своей речи сказал Владимир Путин, до этого заседания он вместе с премьер-министром Индии Моди побывал на верфи судостроительного комплекса «Звезда» в городе Большой Камень, которая модернизируется и перестраивается. Может, там что случилось, и президент пришел в ярость, может, еще что, но пока шло заседание Госсовета, на Трутнева жалко было смотреть.

Гнев Путина распространился и на других присутствующих. Когда глава Якутии Айсен Николаев взял слово, чтобы от имени всех руководителей Дальнего Востока представить сформированную усилиями более чем двухсот тысяч жителей макрорегиона Национальную программу, президент с возмущением прервал его. Айсен Николаев сказал, мол, ранее даже с высоких трибун приходилось слышать, что Дальний Восток – это балласт, требующий только льгот и вливаний. Путин: «Я не знаю, какие придурки так говорили. Я что-то не верю». Николаев: «Говорили, мы помним, четверть века назад». Путин: «Ну, четверть века назад мало ли что делали. Давайте будем говорить о сегодняшнем».

Айсен Николаев начал говорить о дне сегодняшнем. Но ведь если разобраться, по сути, он был прав.

– Если 25 лет назад с высоких трибун просто говорили о том, что Дальний Восток не нужен, то сегодня картина выглядит так: много чего громко и красиво говорят, но реального ничего не делают. Есть от чего прийти в ярость.

Это, кстати говоря, на заседании было понятно всем. В том числе и президенту. Он сам в своем вступительном слове констатировал, что демографическая ситуация на Дальнем Востоке находится в тревожной красной зоне, численность населения неуклонно снижается, а это значит, что люди не чувствуют эффективности от всех принятых программ.

А это – самый главный результат. Но ведь Дальним Востоком с огромным упорством Трутнев со своей командой занимается без малого 10 лет. Так почему же за такой срок ему не удалось остановить бегство населения? При зеленом свете и самом благожелательном отношении со стороны президента, правительства и кого только можно. В чем причина?

Как стало ясно из прошедшего заседания Госсовета, чиновники решили так – мы инвестиции привлекали-привлекали, мы территории опережающего социально-экономического развития создавали-создавали, гектары раздавали-раздавали, а этим дальневосточникам все мало. Будем теперь для них социальные объекты строить и ветхое жилье сносить. Собственно говоря, именно эти позиции – в основном социального порядка – и заложены во вновь разработанную Национальную программу развития Дальнего Востока до 2025 года.

Но, я думаю, что результат будет ровно такой же – никакой. Потому что на словах говорится одно, а на деле происходит другое. Те же больницы и учреждения образования и культуры закрываются по всей стране, разумеется, на Дальнем Востоке тоже.

Да и вообще, смысла создавать эту национальную программу не было никакого. Документы для развития Дальнего Востока есть – и стратегия, и госпрограмма, и даже в каждой федеральной госпрограмме, которая вообще не касается этого макрорегиона, есть свой кусочек. Есть и законы специальные – по свободному порту Владивосток, по гектару, по выравниванию тарифов на электроэнергию до среднероссийского уровня и так далее. Поэтому никакая новая национальная программа ничего не решит. Это будет очередная бумага, которая ни к чему реальному не приведет.

Заместитель председателя Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Совета по развитию Дальнего Востока при Совете Федерации Вячеслав Штыров считает, что есть две главные причины, почему ничего у Трутнева с его командой путного не выходит.

– Первая: люди на Дальнем Востоке живут значительно хуже, чем в среднем по России. Помните, в советское время была специальная система районных коэффициентов и надбавок, проводилась определенная ценовая, жилищная и образовательная политика. В результате уровень жизни дальневосточников к началу 1990-х годов в среднем был примерно на 30 % выше, чем в целом по стране. Сейчас номинально заработная плата у нас больше, а уровень жизни ниже. Потому что невероятно выросли цены, влияют территориальная оторванность от центральной части страны и сложности с доставкой товаров, ввод жилья и объектов соцкультбыта в последние четверть века значительно уступал среднероссийским показателям. Люди живут все хуже и хуже.

Значит, надо работать над повышением уровня жизни населения на Дальнем Востоке. Это ключевая проблема.

Вроде бы решили, что надо заняться социалкой… Они решают одну проблему, а подходить к развитию Дальнего Востока надо комплексно. В том числе и к решению социальных проблем. Они разбиваются на многие части. Возьмем, к примеру, заработную плату. Давно назрела необходимость разобраться с районными коэффициентами и надбавками. Потому что во многих случаях их просто не платят, к примеру в малом и среднем бизнесе – предприятия просто не могут обеспечить своим работникам их выплату. Значит, надо решать этот вопрос, допустим, через налоговые льготы.

Единственное, где нормативные выплаты формально сохраняются – это бюджетная сфера. Да и то нынешний уровень районных коэффициентов абсолютно не покрывает тех затрат на жизнь, которые несут люди на Дальнем Востоке.

Или другой вопрос – материнский капитал. Допустим, молодая семья решила истратить его на жилье. Но стоимость квадратного метра жилья по объективным причинам у нас дороже, чем по стране. Значит, уже на старте у наших молодых семей есть неравенство возможностей по сравнению с другими регионами. То же самое с учёбой детей. Да во всем. Как же мы хотим, чтобы люди закреплялись на Дальнем Востоке?

Одним словом, есть много социальных вопросов, которые надо срочно решать, а они остались за кадром. Ни в каких программах и законах их нет.

В Совете Федерации в свое время был разработан специальный законопроект «Об особых условиях социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона». В нем содержался целый ряд статей, касающихся зарплат, пенсий, материнского капитала, жилищной ипотеки, снижения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ и авиаперевозки, других социальных вопросов. Он создавал привлекательные для жизни людей условия в нашем макрорегионе. Да, принятие

закона потребовало бы значительных бюджетных затрат, но они окупились бы сторицей за счет развития Дальнего Востока.

К сожалению, этот законопроект не был согласован федеральными правительственными структурами и отставлен в сторону.

Почему? Потому что возобладал легкий такой подход: и вице-премьер, курирующий Дальний Восток, и тогдашний министр Минвостокразвития во главу угла поставили создание рабочих мест, где люди якобы должны были зарабатывать такие большие деньги, что все социальные вопросы сами собой разрешались бы за счёт их высоких доходов. Ну и где это все? Нерешенность социальных вопросов приводит к тому, что люди не только не приезжают на Дальний Восток, но еще и уезжают.

Это первая причина. Теперь, что касается второй.

На Дальнем Востоке действительно многое делается. Развернуты стройки – космодром, газоперерабатывающий и газохимический комбинаты в Амурской области, нефтеперерабатывающий и нефтехимический комплексы в районе Находки, судоверфь в Большом Камне, новый угольный гигант на Эльге в Якутии, в Комсомольске-на-Амуре задействованы все производственные мощности, строятся федеральные дороги. Многое делается, а люди этого не ощущают. Почему? Да потому что дальневосточники непосредственно не участвуют почти во всем этом.

Тендеры выигрывают какие-то московские олигархи, на стройки привозят мигрантов, что-то делают, строят, перед кем-то отчитываются, на телевидении мельтешат. А дальневосточники в стороне. Для них это шум, гам и пыль, которые только мешают жить.

Для того чтобы сдвинуть дело с места, нужно наряду с решением социальных вопросов вплотную заниматься строительством инфраструктуры – доводить до ума Транссибирскую магистраль и БАМ, строить железную дорогу на Магадан и Северо-Сибирскую на Урал, развивать портовую инфраструктуру, автомобильные трассы, строить новые объекты электроэнергетики, чтобы напитать новые промышленные объекты дешевой электроэнергией, возводить мосты, в том числе и совмещенный автомобильно-железнодорожный мост через реку Лену. Надо развивать территориально-производственные комплексы вдоль трассы БАМа, а на юге Дальнего Востока должны получить развитие мощная обрабатывающая промышленность, транспортное машиностроение всех видов, химико-фармацевтическая промышленность.

В последнее время звучат слова о том, что ключ в развитии Дальнего Востока – это развитие малого бизнеса. На самом деле это наивное суждение. Малый бизнес никогда не будет развиваться, пока не будет больших проектов. Малый бизнес должен работать на большой и в союзе с ним, только так он может получить развитие.

Возникает вопрос – где брать средства, как финансировать стратегически важные для страны проекты, используя только имеющиеся в стране ресурсы. Это известно давно – нет смысла на этом останавливаться, потому что это отдельная тема, которая в деталях проработана в трудах экономистов-ученых Института экономики РАН. А кто хочет узнать, как это делается на практике, может обратиться к опыту Тайваня, Японии, Южной Кореи, где давным-давно действуют системы стратегического планирования, сопряженные с механизмами целевого финансирования прорывных проектов.

Но всего этого в нашей стране нет и в помине. Хватаются то за одно, то за другое, а результата не видно, люди не чувствуют его, не видят будущего, перспектив и уезжают. И будут продолжать это делать, пока курс в развитии Дальнего Востока не сменится кардинально и пока вместо ТОСЭРов, дальневосточных гектаров, отдельных очагов развития, да и этого Восточного экономического форума не начнется целенаправленная, продуманная, комплексная работа по развитию макрорегиона. И когда цель ее будет – не пустить очередной раз пыль в глаза президенту во время форума, что, очевидно, дается все труднее и труднее, а  реальное улучшение жизни людей на Дальнем Востоке.

Вопрос только один – доживем ли мы, дальневосточники, до этого светлого дня?

(www.svpressa.ru)