Вести из Арбитражного суда

Рыбодобывающие предприятия Камчатки отстояли свои квоты в суде

Федеральное агентство по рыболовству обратилось с исками в арбитражный суд к рыбодобывающим предприятиям Камчатки о расторжении договоров о закреплении доли квот добычи водных биоресурсов.

Из материалов дела следует, что между Агентством и предприятиями заключены договоры о закреплении доли квоты вылова водных биоресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море РФ, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ, Каспийском море для осуществления промышленного и прибрежного рыболовства.

По условиям договоров Агентство предоставляет, а Пользователь приобретает право на вылов биоресурсов в соответствии с долей квоты добычи.

Договоры были заключены в 2019 году, их сроки истекали в 2033 году. Однако выделенные квоты не были освоены предприятиями в полном объеме, размер освоения составил от 0 % до 16,2 % выделенных квот, в результате чего Агентство решило расторгнуть договоры.

Поскольку ответы на предложение расторгнуть договоры от ответчиков не поступили, истец обратился в арбитражный суд с иском.

Возражая по заявленным требованиям, предприятия пояснили, что приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.04.2019 № 205 промышленное и прибрежное рыболовство палтуса белокорого в Камчатско-Курильской подзоне было закрыто по 31.12.2019 (за исключением рыболовства в научно-исследовательских и контрольных целях, любительского и спортивного рыболовства), что лишило их возможности освоить квоты в 2019 году.

Также согласно информации о состоянии запасов белокорого и черного палтусов в Камчатско-Курильской подзоне в 2020–2022 года, предоставленной Камчатским филиалом ФГБНУ «ВНИРО», начиная с 2020 года во всех основных районах промысла белокорого палтуса, в том числе и в Камчатско-Курильской подзоне, отмечено резкое снижение его вылова и освоения (менее 50 %), что связано со снижением ресурсов этого вида. Аналогичная ситуация складывается с черным палтусом. Основной причиной указано отсутствие урожайных поколений. Отмечено, что существенное снижение интенсивности работы флота, задействованного на ловле палтуса, наблюдается с 2019 года с постепенным сокращением количества судосуток, отработанных судами ярусного и сетного промысла, и снижением общего вылова. Наиболее резко это проявилось в последние три года (2019–2021) в Северо-Охотоморской, Камчатско-Курильской и Западно-Камчатской подзонах.

Судом также установлено, что приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22.09.2021 № 643 промышленное и прибрежное рыболовство палтуса стрелозубого, белокорого и черного в Камчатско-Курильской подзоне вновь было закрыто по 31.12.2021.

Оценив представленные в деле доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что квоты в 2019 году не освоены ответчиком по объективным причинам в результате ограничения рыболовства.

Суд учел доводы ответчика, основанные на доказательствах о снижении вылова и освоения палтусов, обусловленного снижением ресурсов указанного вида.

Рассматривая дело в отношении иного предприятия, суд учел предоставленные в деле многочисленные обращения межрегиональной ассоциации «Ярусный промысел», членом которой является Общество, в Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству, ФГБНУ «ВНИРО», из которых следует, что в течение последних трех лет существует объективная причина низких показателей освоения квот в связи с отсутствием промысловых скоплений палтусов, активизации хищничества косаток, расширением использования на промысле жаберных сетей, в том числе на путях миграции палтусов, естественного снижения запаса палтуса. Указанные проблемы системные и являются предметом совещаний на заседаниях Дальневосточного бассейнового научно-промыслового совета. По мнению ФГБНУ «ВНИРО», пока не будет найден эффективный способ борьбы с «нахлебничеством» косаток, это явление можно отнести к форс-мажорным обстоятельствам, к категории «прочие непреодолимые обстоятельства», в результате воздействия которых освоение черного палтуса с помощью донного яруса в течение года объективно не может быть 70 %.

Третье предприятие также возражало по заявленным требованиям и пояснило, что в связи с освоением общедопустимого улова 111 % был наложен запрет на добычу палтуса в Петропавловск-Командорской подзоне. Также ответчик указал на существующие в 2019 и 2020 годах объективные, не зависящие от Общества, проблемы добычи палтуса, которые являлись предметом обсуждений на заседании Дальневосточного научно-промыслового совета: недостаточное освоение квот в результате активизации использования донных жаберных сетей и «нахлебничества» косаток.

Таким образом, судом установлено, что предприятия принимали меры к добросовестному освоению выделенных квот, что свидетельствует о наличии у них реального интереса в сохранении договорных отношений и соблюдении требований законодательства, а также его реализации в ходе своей экономической деятельности.

Суд решил, что избранная истцом мера ответственности (расторжение договора) несоразмерна степени существенности допущенных ответчиком нарушений и балансу интересов сторон и отказал в удовлетворении исков.

Решения Арбитражного суда Камчатского края не вступили в законную силу и обжалуются в суде апелляционной инстанции.

Пресс-служба Арбитражного суда

Камчатского края

 

тел. 219-286

* С судебными актами по делам № А24-138/2022, А24-10/2022, А24-207/2022 можно ознакомиться с помощью Картотеки арбитражных дел http://kad.arbitr.ru