Редакторская колонка

Не удержались камчатские эсэры от критики государственного устройства в связи с катастрофой пассажирского самолета АН-28 в десяти километрах от Паланы.  Напомню читателям, что 12 сентября сразу после полудня рейсовый пассажирский самолет, совершающий перелет из Елизова в Палану, врезался в гору Пятибратка. На борту самолета находились четырнадцать человек. Десять из них погибли, включая двух пилотов.

Бесспорно, наше государство несовершенно и заслуживает критики. Но в ошибке пилота АН-28, начавшего снижение раньше установленного времени, государство не виновато.  Разговоры о том, что самолет разбился из-за отсутствия системы предупреждения об опасности сближения с землей, похожи на действия взрослых, которые успокаивают ребенка, ударившегося об стол, шлепая стол и приговаривая: «Вот ему! Вот ему!».

Вспомним майскую катастрофу гордости нашего авиапрома Суперджета-100 в Индонезии. Опытный летчик-испытатель совершил необъяснимую ошибку – начал преждевременное снижение в условиях плохой видимости и врезался в гору Салак в районе Джакарты. На самолете была и работала система предупреждения о столкновении с препятствием. Но летчикам, как видно, она не помогла. Условия плохой видимости, разумеется, усложняют любой полет. Но пилоты могут лететь по приборам. Низкая облачность или туман не объясняют, почему в нашем случае летчики АН-28 приняли роковое решение снижаться.  Они десятки раз летали по этому маршруту и знали его наизусть.

Показателен пример другой авиакатастрофы, произошедшей на Камчатке пятого апреля 1996 года. Шестнадцать лет назад самолет ИЛ-76 начал преждевременное снижение и разбился, не дотянув около сорока километров до Елизовского аэропорта. Погибли двадцать человек. Комиссия по расследованию катастрофы пришла к выводу – виноваты пилоты.  Но транспортная прокуратура посчитала, что диспетчер не исполнил всех действий для предотвращения катастрофы, и завела на него уголовное дело. И лишь проведенные дополнительные технические экспертизы доказали его полную невиновность.

Летчики погибли, что с них возьмешь? Осталось найти виновных на земле. На Камчатке с 1995 года произошло около двух десятков авиакатастроф, большей частью вертолетных.  И во всех без исключения катастрофах были виноваты пилоты!

Рассуждения эсэров незатейливы и бессмысленны.  Даже после того, как стало известно, что пилоты находились в состоянии легкого алкогольного опьянения, это не делает их вину менее тяжкой. Они могли выпить и в самолете. Даже если фельдшер аэропорта допустила экипаж  к полету, не проверив их на употребление алкоголя, то вина медработника все  равно остается ничтожной.

Не государство, а человек сидит за штурвалом самолета. И он один, командир экипажа, принимает решения, которые иногда влекут смерть пассажиров. Обвинять все политическое устройство страны в ошибке пилота, размазывать вину на все институты власти, означает закрывать глаза на неприятную правду: Мы – такие. Не уважаем законы, инструкции, наставления, опыт, написанные кровью. Мы не ценим ни свою жизнь, ни чужую. Нам комфортно жить не по правилам. Но за этот комфорт зачастую приходиться расплачиваться собственной и чужой жизнями. Но к чему эти знания эсэрам? Они (знания) угловатые и не лезут в плоские ячейки эсэрского поголовья.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.