Редакторская колонка

Министерство Обороны в очередной раз увеличило количество призывников, доведя их число до 155 тысяч человек. Хотя обещали наоборот, сократить их количество, планово заменив контрактниками.

В свое время первый Президент Российской Федерации Борис Ельцин пообещал россиянам, что в 2000-ом году наша армия полностью перейдет на контрактную основу, т.е. откажется от солдат срочной службы. Первый опыт контрактной службы Российская армия получила в 1993 году, когда в ее ряды хлынули первые контрактники. Архитекторы контрактной службы надеялись, что армия и флот получат хотя бы автоводителей с высшей квалификацией. Страшно далекими от народа оказались генералы и адмиралы. В армию хлынул, в основном, разный сброд, не нашедший себя на гражданке. Первый удар приняли на себя автороты. Камчатские автоподразделения за два года контрактной страды уволили почти два состава водителей за пьянство, воровство, уклонение от исполнения служебных обязанностей.

В линейных войсках контрактники от срочников отличались ненамного: увеличенным денежным довольствием и получали относительную возможность распоряжаться свободным временем по своему усмотрению. Оставшись в тех же казармах и по сути дела в тех же правах, контрактники пустились во все тяжкие. Пьянство, мордобой, глумление над срочниками и своими же, более молодыми «контрабасами» (так называли контрактников в войсках) резко возросли.

Устроители военной реформы наконец-то поняли, что нужно резко увеличить денежное довольствие и, главное, строить и строить жилье. Командиров воинских частей начали мордовать за недобор контрактников. Значительно позже подсчитали, в какую копеечку влетает нам даже такая контрактно-куцая армия, и решили оставить в Вооруженных Силах смешанную систему комплектования. Затем снова решили перейти полностью на контрактную основу, окончательно превратив военную реформу в американские горки. Но даже резко повысив воинские оклады и начав массово строить квартиры для военнослужащих, устроители военных реформ не добились желаемого результата. Тогда новореформаторы начали кивать на демографическую яму. Ну не родили необходимое количество мальчиков россиянки!

Главная же проблема заключается в другом. Нет достаточного количества просто молодых относительно здоровых людей, годных к несению службы. Каждый третий призывник (читай контрактник) оказался не годным, либо ограниченно годным к военной службе по состоянию здоровья. Я уже не говорю о необходимом интеллектуальном развитии юношей.

Катастрофически не хватает физически крепких молодых людей, способных соответствовать примитивным требованиям на уровне: «Упал – отжался»! Не отожмется…

В свое время на Камчатке даже не могли укомплектовать батальон постоянной готовности до полных норм.

Так называемая демографическая яма – это лишь удобная отговорка, попытка отвлечь от большой проблемы. Поэтому срочниками будут стараться максимально закрыть все армейские и флотские дыры. На их состояние здоровья всегда можно закрыть глаза. Они – расходный материал Вооруженных сил России. Военная реформа, похоже, забуксовала надолго, принимая во внимание управленческие способности министра обороны Анатолия Сердюкова.

В целом по стране ежедневно становятся в строй и видят грудь четвертого человека более трех с половиной миллионов людей в униформе. Включая все спецподразделения, внутренние и пограничные войска, и т.п.

И где же нам взять столько молодых и здоровых парней?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.