Редакторская колонка

До глубины души тронуло меня сообщение моих коллег из дальневосточного информационного агентства Regnum. Утром в минувшую пятницу, 12 июля, они поставили  на своей информационной ленте следующее сообщение: «Внезапная (!)  (Выделено мною, – Авт.) военная проверка должна начаться с 12 на 13 июля в Восточном военном округе. Такое поручение дал президент Владимир Путин министру обороны Сергею Шойгу. Путин поручил в час ночи с 12 на 13 июля привести войска Восточного военного округа в полную боевую готовность с последующим выводом их на полигоны в районы учебы».

Хороша внезапная проверка, если даже ИА Regnum сообщает об этом за 14 часов до ее начала.

На Камчатке движение войск прошло незамеченным. И это при условии, что основная наша пехотная воинская часть  (усиленный полк морской пехоты) находится в центре краевой столицы. Около сотни малогабаритных легкобронированных тягачей, два десятка самоходных орудий и другой техники (всего около трехсот единиц) должны были выдвинуться с мест их постоянной дислокации к местам развертывания в районе Радыгино и дальше. Надводные корабли (смогли выйти в море один тральщик и два малых ракетных корабля) прикрывали выход и развертывание одной атомной подводной лодки. Больше двух недель назад на борту большого десантного корабля ушел камчатский батальон морских десантников на полигон в Приморье для участия в показательных учениях при внезапной проверке.

Вообще-то наши вооруженные силы не боятся внезапных проверок. Командиры всегда знают точное время начала подобных мероприятий и готовятся заранее. Что называется, все в теме. Представьте себе, что наш единственный городской полк вовремя не приведется в полную боевую готовность. Тогда все военачальники, кроме министра обороны могут пострадать. Кому нужны такие волнения? За почти двадцать лет моей службы в Военно-морском флоте было, пожалуй,  всего три внезапные проверки состояния нашей боевой готовности: в 1979, 1983 и 1987 годах. В первом случае по техническим причинам вышел из строя один  из наших больших противолодочных кораблей (БПК) Средиземноморской эскадры. На замену ему в течение двух часов должен был выйти из Севастополя другой БПК. Из двух десятков кораблей подобного класса, находящихся тогда в главной Черноморской Военно-морской базе, с горем пополам сумел отправиться в дальний путь лишь один – БПК «Скорый». Остальные оказались не готовы исполнить положенный норматив.

В 1983 году южно-корейский пассажирский лайнер (как выяснилось позже) внезапно вторгся в воздушное пространство полуострова Камчатки в районе мыса Шипунский и, беспрепятственно пролетев над всеми стратегическими военными объектами нашего форпоста, продолжил свой путь над Хабаровским краем, а затем и над Сахалином. Пассажирский лайнер удалось сбить, лишь когда он уже покидал воздушное пространство СССР, в районе острова Манерон. По итогам этой «внезапной проверки» своей должности лишился начальник генерального штаба ВС СССР генерал армии Огарков. Летчиков, сбивших южно-корейский лайнер, в течение нескольких часов перевели служить в Майкоп, от греха подальше, и наградили орденами Красной Звезды.  (Видимо, за тяжелый воздушный бой). Но самую главную внезапную проверку нашим Вооруженным Силам устроил 18-летний юноша из Западной Германии, скромный пилот-любитель Матиас Руст. Он на своем легкомоторном самолетике беспрепятственно пролетел над странами Восточной Европы и приземлился на Красной площади в Москве, столице нашей Родины.  Тогда, по итогам «инспекторской проверки» полета господина Руста, были отстранены от занимаемых должностей министр обороны СССР, маршал Советского Союза Соколов и еще одиннадцать генералов.

В 2008-м году нам устроил проверку президент Грузии господин Саакашвили. Грузия внезапно напала на Южную Осетию, считай, что на Россию. Мы проспали начало этой войны и понесли значительные потери. Тогдашний министр обороны РФ Анатолий  Сердюков даже отпуск свой прервал лишь на третий день военного конфликта. После войны господин Сердюков еще сильнее невзлюбил «зеленых человечков». Офицеры и солдаты, выбив врага из Южной Осетии, показали, что такой МО не нужен Вооруженным Силам РФ. Они существовали как вызов его оглушающей бездарности. Именно после осетинских событий  военные реформы окончательно превратились в набор взаимоисключающих друг друга грандиозных нелепостей, скорее напоминающий некую месть людям в погонах

И все же внезапные проверки ВС РФ нужны. Это намного лучше, чем приводить себя в «новый облик» без путешествий и куража.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.