Редакторская колонка

Тема борьбы с дрифтерными ловом перестает быть такой притягательной для камчатского парламента. Два раза за последние четыре года местные парламентарии объявляли крестовый поход против так называемых «стен смерти» и оба раза безуспешно. Дело вовсе не в том, что камчатских депутатов не слышат в Москве. Их аргументы за отмену дрифтерного лова, мягко говоря, несостоятельны.   

Проще говоря, все существующие виды тралов наносят ущерб морской флоре и фауне. Если начинать с ними бороться, то ловить рыбу придется либо удочкой, либо на закидушку. Еще одна напасть угрожает обитателям морских вод – ставные невода. Их на западном побережье Камчатки установлено более 130 штук. Туда попадаются нерпы, топорки, чайки и т.п. Ежедневно рыбаки очищают ловушки от случайно попавшей туда живности. Если запретить ставные невода, как орудия рыбного промысла, то очень многие из нас забудут, как  выглядят горбуша или нерка. Нужно при этом учитывать, что ставными неводами добывается до шестидесяти процентов лососевых пород рыб от общедопустимого улова (ОДУ).  Тогда как дрифтерными сетями ловится всего десять процентов от ОДУ. Вред природе, наносимый ставными неводами, в разы по своему объему превосходит урон от дрифтерных сетей.

Поднимая знамя борьбы за сохранение обитателей моря, наши знаменосцы не учли еще одно важное обстоятельство. По межправительственным соглашениям в районе Командорских островов на протяжении шестидесяти лет осуществляют добычу нерки дрифтерными сетями около сорока японских рыболовных траулеров.  Разумеется, японцы платят нашей стране большие деньги в твердой валюте за такую возможность. Рядом с ними добывают нерку тем же способом около двадцати российских судов. Правительство РФ не будет ломать сложившиеся десятилетиями взаимовыгодные договоренности из-за того, что камчатским законодателям они кажутся вредоносными для матери-природы. Учтем еще, что Россия и Япония взяли курс на сближение наших стран, на заключение договора о мирном сосуществовании (т.е. о ненападении). После окончания Второй мировой войны этот договор до сих пор не подписан. Виной тому северные территории (четыре крупных острова Курильской гряды), которые мы отняли у Японии.  Без подписания мирного договора Япония не будет инвестировать Российский Дальний Восток. На хмуром небосклоне российско-японских отношений не хватало еще запретить японцам ловить рыбу по ранее состоявшимся официальным межгосударственным соглашениям и лишить работы около двух тысяч рыбаков из страны Восходящего солнца.

Что можно ожидать от нашего правительства, если работа камчатских законодателей окажется по-волшебному продуктивной? Оно (правительство), скорее, лишит возможности дрифтерного лова своих, отечественных рыбаков. Освободившиеся квоты постепенно, не сразу, продаст тем же японцам.

Тогда, возможно, местных инициаторов антидрифтерной борьбы наградят… японскими орденами.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.