Редакторская колонка

Шестое сентября этого года, похоже, стало знаковым днем для Краевого государственного автономного учреждения «Камчатский театр кукол» (КГАУ «КТК»). Министр культуры Камчатского края, как сообщается на официальном сайте правительства, Оксана Прокопенко «…представила нового художественного руководителя коллективу, пожелала руководителю и труппе театра движения вперед, интересных проектов и гармонии».

Если говорить о пожелании движения вперед, создании интересных проектов, то тут не поспоришь. Нашему кукольному театру еще лет пятнадцать назад нужно было двигаться вперед и создавать новые интересные проекты. Озадачивает пожелание гармонии. Что имела в виду госпожа Прокопенко? Возможно, она намекала на недавний скандал, когда в марте этого года половина актеров-кукольников обратились к губернатору Камчатского края с письмом, в котором требовали снять с должности только что назначенную на должность художественного руководителя театра 24-летнюю Екатерину Уржумову. Ее пригласил на эту должность исполняющий обязанности министра культуры Камчатского края Владимир Пегуров. По всем характеристикам она подходила для этой роли, но актеры, полагаю, активно подогреваемые врио худрука театра Евгением Новокрещеновым, актером Владимиром Бережковым и актрисой Евгенией Кевевтегиной, решили не допустить ее к работе. Более того, помимо письма к губернатору, они обратились к камчатским средствам массовой информации, правда, четко сформулировать свои претензии к госпоже Уржумовой они не смогли, и было непонятно, почему они так негативно настроены против нее. Возможно потому, что она пыталась заставить их работать. К моменту ее прихода из чуть более 200 посадочных мест в театре на спектаклях было заполнено едва 25–35 мест. Оксана Прокопенко, став министром культуры, пошла на поводу части взъерошенного коллектива и объявила конкурс на замещение должности художественного руководителя театра кукол. Но даже при этом раскладе до внутриколлективной, как и личностной гармонии в театре далеко. Можно сказать, свое пожелание Оксана Игоревна отправила куда-то в небо. Лучше бы она пожелала всем здоровья.

Наш театр кукол представляет собой старое двухэтажное деревянное здание, больше похожее на сарай. Около десяти лет назад от администрации театра представители МЧС потребовали прекратить допуск зрителей и работников театра из-за нарушения правил пожарной безопасности, другими словами, в таком здании работать было нельзя. Правительство Камчатского края в лице губернатора Владимира Илюхина пообещало построить новое здание театра к концу 2019 года. В июле 2014 года началось строительство. Общая стоимость проекта составляет 2,4 миллиарда рублей. Впоследствии сроки строительства были передвинуты на 2021 год, затем на декабрь 2022 года.

В июле этого года новый губернатор Камчатского края Владимир Солодов, касаясь вопросов строительства кукольного театра, сказал: «Это один из примеров, когда мы начали реализацию проекта, не имея полного объема финансирования. Денег нет. Пока затрудняюсь сказать, какой будет источник финансирования. Но проект должен быть завершен. Будем решать».

Ежегодно правительство Камчатского края выделяет на строительство театра около ста миллионов рублей, т.к. иных источников финансирования до сих пор не найдено. Мы не вошли в Федеральную программу финансирования строительства Камчатского театра кукол, пожалуй, по причине некачественно подготовленной заявочной документации для строительства. В апреле этого года заместитель министра культуры Камчатского края Владимир Пегуров представил ее (документацию) в Министерство экономического развития Российской Федерации для согласования. Увы, согласования не случилось.

Когда закончится эта стройка, теперь одному Богу известно. Но даже если предположить, что завтра средства на достройку будут выделены в полном объеме, то первые юные камчатские зрители смогут войти в новое здание театра не раньше 2025 года. Поэтому оптимистический настрой нового худрука, 52-летнего Алексея Казакова, заявившего: «Нам надо готовиться к переезду в новое красивое здание…», мне разделить трудно. Госпожа Прокопенко заключила с ним контракт сроком на три года. Думаю, Алексей Казаков застанет окончание своего контракта еще в старом деревянном здании и вряд ли захочет продлевать его.

Зачем, спрашивается, магистру Высшего театрального училища им. М.С. Щепкина, работавшему художественным руководителем Московского центра культуры «Сцена», актеру театра и кино потребовался двухэтажный деревянный камчатский сарай с, мягко говоря, спорным репертуаром и более спорным исполнением ролей актерами-кукольниками? Видать, неплохую сумму предложила ему за работу министр культуры Камчатского края Оксана Прокопенко. Есть у меня и другое предположение — Алексей Викторович приехал сюда не за длинным рублем, а, как поется в песне, «…за мечтами и за запахом тайги». Этого у нас – ешь не хочу, только тайга начинается значительно севернее Петропавловска-Камчатского.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ