Редакторская колонка

Неожиданную прыть проявило Федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт» после того, как 23 июля этого года в четвертый раз не состоялся конкурс на разработку рабочей документации и выполнение работ по строительству объекта «Строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае». Напомню нашим читателям эту драматическую историю.

Для того чтобы построить морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа в бухте Бечевинская, туда необходимо прорыть канал длиной более трех километров, шириной около 300 метров и глубиной 20 метров. Нынешняя глубина на входе в бухту Бечевинская составляет чуть более двух метров во время прилива. Без дноуглубительных работ в бухту не смогут зайти газовозы водоизмещением 100–150 тысяч тонн.

Первые два конкурса на проведение дноуглубительных работ не состоялись из-за низкой цены контракта: десять миллиардов шестьсот шестьдесят девять миллионов рублей. Правительство Российской Федерации было вынуждено увеличить сумму до девятнадцати миллиардов пятисот восьмидесяти восьми миллионов трехсот пятидесяти тысяч двухсот двадцати пяти рублей и 45 копеек.

23 июля этого года единственному участнику закупки Московскому филиалу Китайской компании коммуникаций и строительства (АООО «СССС») было отказано в допуске по основаниям Федерального закона № 44-ФЗ: несоответствие заявки требованиям конкурсной документации. Вот с этого момента и началось волшебство.

Если между предыдущими несостоявшимися конкурсами (вторым и третьим) прошло около года, то между четвертым и пятым прошло всего 14 суток. 6 августа Московский филиал Китайской компании коммуникаций и строительства, будучи единственным участником закупки, вышел победителем первого этапа «газового марафона».

Почему китайская компания не победила в конкурсе с первого раза, т.е. 23 июля 2021 года? Могу предположить, тому были свои причины, не связанные с недоработкой конкурсной документации. Ко времени проведения конкурса не были выполнены работы по обследованию и очистке от опасностей техногенного происхождения (взрывоопасных предметов, крупных затонувших предметов и т.п.). Следовательно, не получено заключение от Министерства обороны РФ о снятии ограничений на использование акватории, прилегающей к бухте Бечевинская, для строительства нашего судьбоносного газового объекта. Ориентировочная площадь подводной разведки составляла около 800 гектаров.

Любознательным читателям поясню, в чем конкретно заключалась вышеупомянутая разведка. Необходимо было провести: магнитометрическую, гидролокационную съемки, водолазное обследование и идентификацию обнаруженных аномалий, камеральную обработку акватории, далее составить каталог магнитных аномалий и гидролокационных контактов с их координатами. Конкурс на проведение перечисленных изысканий состоялся в середине июня этого года, а срок окончания работ в контракте выпадал на 3 августа 2021 года. Военные справились со своей задачей. Ограничение на использование акватории для проведения работ по строительству перегрузочного терминала в бухте Бечевинская было снято. Это случилось 3 августа, как и указано в контракте. До этого срока проводить конкурс (закупку) на дноуглубительные работы было нельзя. Однако ФГУП «Росморпорт» закупку провел и попал в конфузную ситуацию, из которой пришлось выходить путем его (контракта) обрушения.

Пока проводились конкурсы, компания «Новатэк» отказалась от строительства перегрузочного терминала СПГ на Камчатке.

Пришла беда, откуда не ждали.

Так для кого копаем?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ