Редакторская колонка

Доклад главы «Новатэка» Леонида Михельсона Президенту Российской Федерации Владимиру Путину удивил и озадачил одновременно своим оптимизмом.

17 мая господин Михельсон сообщил главе государства, что компания «Новатэк» к концу 2022 года собирается построить в бухте Бечевинская на Камчатке Морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СПГ). На эти цели из федерального бюджета будет выделено 28 млрд рублей, и 70 млрд рублей составят инвестиции «Новатэка».

Однако, как уже неоднократно сообщали «Вести», ФГУП «Росморпорт», ответственное за проведение дноуглубительных работ в бухте Бечевинская, до сих пор не смогло провести конкурс на выполнение этих самых работ. Напомню нашим читателям, что предыдущие два конкурса были признаны несостоявшимися из-за того, что все предполагаемые участники сочли сумму контракта 10,669 млрд рублей недостаточной.

Ситуация усугубляется тем, что в России на сегодняшний день существует лишь одна компания, способная быстро и качественно справиться с задачей прорыть в морском дне канал длиной более одного километра и шириной около 800 метров, – «Ван Оорд РДМК». За свою работу они хотят получить 19,2 млрд рублей, что почти в два раза больше указанной в контракте суммы. Правительство Российской Федерации было вынуждено выделить дополнительные средства для осуществления строительства канала.

Полагаю, у ПАО «Новатэк» также существуют финансовые проблемы. Именно поэтому на прошлой неделе компания «Новатэк» и французская Total подписали соглашение о продаже французским партнерам десяти процентов акций дочерней компании ООО «Арктическая перевалка», выступающей оператором строительства двух перегрузочных комплексов СПГ – на Кольском полуострове и на Камчатке.

В конце концов «Новатэк» построит терминал СПГ в бухте Бечевинская, куда газовозы ледового класса будут доставлять с Ямала сжиженный природный газ. Остается лишь один существенный вопрос: можно ли верить словам Леонида Михельсона, что перевалочный терминал начнет свою работу в конце 2022 года или, на худой конец, в начале 2023 года?

Проводить конкурсы на проведение дноуглубительных работ в бухте Бечевинская должно ФГУП «Росморпорт», которое выступает заказчиком масштабного землечерпания. Без прорытого канала о строительстве СПГ-терминала не может быть и речи. «Росморпорт» является федеральной структурой и не подчиняется господину Михельсону. Поэтому глава «Новатэк» не может гарантировать эффективную работу государственного учреждения, на которое его власть не распространяется, и тем более контролировать его подрядчика.

Попытаюсь проанализировать, сколько по времени займут работы для рытья канала. Принимая во внимание, что потребуется два месяца на проведение конкурса (при условии, что конкурс ФГУП «Росморпорт» объявит в конце июля этого года, и он состоится), прибавим три с половиной месяца на перегон специализированного судна к месту работы, мы получим примерную дату начала строительства – в лучшем случае декабрь 2021 года.

Погодные условия, включая ледовую обстановку, в Авачинском заливе не позволят ежедневно проводить дноуглубительные работы, следовательно, сроки строительства могут быть смещены в сторону увеличения. Так что к тому времени, когда морской перегрузочный комплекс СПГ в бухте Бечевинская будет построен, у нас, скорее всего, уже закончится свой природный газ. Кроме того, до сих пор не ясно, к какому сроку войдут в строй как минимум два газовоза-челнока водоизмещением 12–15 тысяч тонн для транспортировки СПГ из бухты Бечевинская к СПГ-терминалу на ТЭЦ-1 в Петропавловске-Камчатском, и когда этот терминал будет построен. Спросим у Михельсона?

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ