Редакторская колонка

Весть о том, что Президент РФ Владимир Путин принял решение упразднить подведомственное Министерству обороны Федеральное агентство по специальному строительству (Спецстрой), в средствах массовой информации широко не обсуждалась. Полагаю, мои коллеги незаслуженно обошли вниманием этот вопрос.
Спецстрой России появился на развалинах военно-строительных управлений Министерства обороны, МВД и КГБ в 1992 году (ошибочно эти управления называли военно-строительными войсками). Основной производственной единицей в управлениях был строительный батальон или отряд. В середине 50-х годов прошлого столетия общая численность военно-строительных батальонов доходила до одного миллиона человек. К концу 80-х годов численность военных строителей составляла около 500 тысяч человек. В советское время слово стройбат стало нарицательным. Это случилось в основном из-за того, что в строительные отряды призывались молодые люди, нередко имеющие судимость или проблемы с законом. Порядки, которые царили у военных строителей, частенько напоминали тюремные. Попасть на военную службу в стройбат считалось, мягко говоря, делом непочетным, скорее унизительным. Но государству нужна была низкооплачиваемая (почти бесплатная) рабочая сила и бесправные с точки зрения трудового законодательства работники, которые осваивали целину, строили военные объекты в Заполярье, на Дальнем Востоке, в условиях сурового климата. Только в строительстве Байкало-Амурской магистрали участвовали около 150 тысяч военнослужащих железнодорожных войск.
Качество производимых работ строительными отрядами было крайне низким. Условия службы в стройбате не соответствовали элементарным бытовым требованиям. Стремительно растущая преступность среди военных строителей стала обыденным делом. Терпение у советского руководства лопнуло в начале 90-х годов прошлого столетия. Указом Президента СССР № УП-1048 от 15.11.1990 строительные управления были упразднены и прекращен призыв на военную срочную службу в военно-строительные отряды, находящиеся в ведомствах Минатомэнергопрома, Минсвязи, Росвостокстроя и Главного управления специального строительства при Совете Министров СССР. Вместо строительных отрядов было создано Центральное дорожно-строительное управление Министерства обороны РФ (ЦДСУ МО). Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 года было переименовано в Федеральное дорожно-строительное управление (ФДСУ) при Министерстве обороны РФ. В дальнейшем, в 1997 году, указом Президента РФ ФДСУ было передано Федеральной службе специального строительства РФ. И наконец 9 марта 2004 года указом Президента РФ Федеральная служба специального строительства РФ была переименована в Федеральное агентство специального строительства РФ (Спецстрой России). Ранг руководителя агентства соответствовал генерал-полковнику, который напрямую подчинялся Президенту РФ.
Последние восемь лет Спецстрой России сотрясали коррупционные скандалы. Так называемые военные строители умудрились сорвать практически все сроки по строительству оборонных и жизненно важных объектов, где они выступали генеральными подрядчиками либо заказчиками. На Камчатке к таким объектам относятся елизовский аэропорт, точнее строительство взлетно-посадочной полосы с инфрастуктурой, а также строительство пирсов для атомных подводных лодок и сейсмоусиление жилых домов, нуждающиеся в этом. В Амурской области всем памятен скандал, связанный со строительством космодрома «Восточный», когда были сорваны сроки строительства, а людям не выплачена заработная плата. В Омске низкое качество строительства привело к тому, что погибли 24 военнослужащих ВДВ из-за обрушения пролетов казармы. Похоже, чаша терпения Президента переполнилась, и он передал Спецстрой России в подчинение Министерства обороны РФ, как уже было в 1990 году. Похоже, история повторилась. Как стройбат не называй и куда не передавай, он все равно останется стройбатом до тех пор, пока строителям не начнут платить достойную зарплату и не перестанут считать бессловесной рабочей скотиной.
Подождем очередную реорганизацию стройбата. Принимая во внимание последние три реорганизации, ждать осталось не более пяти лет.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

три × 5 =