РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

26 июля Россия празднует День Военно-морского флота. Пожалуй, нет ни одного праздника в Российской Федерации, который бы имел столь запутанную, драматическую историю и одновременно был столь популярен у народа. Начну с того, что историки до сих пор спорят о дате рождения Российского флота. Многие из них склонились к дате 30 октября 1696 года, когда боярская дума постановила: «Морским судам быть». Однако к тому времени российские военно-морские суда сошлись в сражении с турецкими под крепостью Азов в Азовском море и одержали свою первую победу. Обычно дату рождения военно-морского флота считают от его первой победы в морской баталии. Как известно, турки сдали Азов.

После такой уверенной победы, казалось, сам бог велел праздновать День Военно-морского флота России, но этого не произошло. В советское время День военно-морского флота был определен постановлением Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 22 июня 1939 года и должен был отмечаться ежегодно 24 июля.

Военно-морской флот Советского Союза разрастался, все больше советских людей проходили службу в рядах ВМФ, и было крайне неудобно устраивать празднование в будний день. Поэтому спустя 41 год, в 1980 году, Указом Президиума Верховного Совета СССР «О праздничных и памятных днях» была утверждена новая дата для праздника – ежегодно, последнее воскресенье июля. С тех пор у Военно-морского флота СССР, а затем Российской Федерации даты празднования главного морского праздника страны все время меняются.

Драматические повороты в истории Военно-морского флота России способны поразить воображение любого, даже недотошного исследователя.

Последнее самое крупное победоносное сражение Российского императорского флота случилось в октябре 1853 года в Синопской бухте. Во время Крымской (Восточной) войны при защите Севастополя весь Черноморский флот был затоплен в Севастопольской бухте, преграждая путь неприятельским судам.

В марте 1856 года в Париже был подписан мирный договор, согласно которому России запрещалось иметь военные корабли на Черном море. Этот договор удалось расторгнуть лишь в 1871 году.

Русско-японская война привела к тому, что был уничтожен почти весь Тихоокеанский флот Российской империи. Во время гражданской войны в России 1918–1922 гг. практически снова перестал существовать Черноморский флот. Часть кораблей по приказу вождя пролетарской революции В.И. Ленина (Ульянова) была затоплена революционными (взбунтовавшимися) матросами. Другая часть кораблей вместе с Белой армией ушла на Средиземное море в Бизерту (Тунис), где и нашли свое последнее пристанище.

Во времена хрущевской оттепели (1956–1964 гг.) советское руководство решило, что большие артиллерийские корабли не нужны Советскому Союзу, и тогда были разрезаны и переплавлены несколько новых артиллерийских крейсеров и эсминцев.

В мирное время во времена перестройки с 1987 по 2000-е годы Военно-морской флот России понес огромные потери, сравнимые лишь с большой войной. Приведу небольшой пример: из пяти авианосцев в строю остался лишь один; из четырех атомных ракетных крейсеров проекта 1144 в строю остался один; из четырех ракетных крейсеров проекта 1134 до срока были списаны и проданы на металлолом все четыре. Такая же участь постигла четыре ракетных крейсера проекта 58.

На Камчатке из 40 атомных подводных лодок в строю осталось пять. 171-я бригада противолодочных кораблей, базирующаяся в Завойко, и бригада дизельных подводных лодок в Бечевинке, по сути, перестали существовать как боевые единицы.

Российский Военно-морской флот после каждого социального катаклизма, как птица феникс из пламени, возрождался вновь.

Среди всех военных флотов Тихоокеанскому флоту не повезло больше всех, особенно это коснулось Камчатки. В настоящее время у нас нет ни одного боевого надводного корабля выше третьего ранга (ранг корабля определяет ранг командира).

Однако День Военно-морского флота на нашем полуострове по популярности и любви камчатцев не уступает Дню рыбака. Бесполезно пытаться разгадать эту загадку. Мы будем любить Военно-морской флот, даже если от него останется несколько тральщиков и ракетных катеров. Есть какая-то завораживающая музыка стихии в словах «Военно-морской флот».

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ