РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

В конце прошлой недели следственные органы пролили свет на событие годичной давности.

В марте 2018 года в микрорайоне Горизонт средь бела дня камчатские полицейские задержали странного 17-летнего юношу. Он был одет в полувоенную форму и нес в чехле из-под гитары несуразно выпирающие тяжелые предметы.

Бдительные стражи порядка остановили бойца с «гитарой». На глазах полицейских юноша побелел от волнения, и его взгляд одномоментно превратился в затравленный, словно его приготовились бить.

Полицейских насторожило столь неадекватное поведение молодого жителя краевой столицы, и они попросили его расстегнуть чехол из-под струнного инструмента. Молодой человек с обреченностью висельника показал содержимое своей ноши. Пришло время побледнеть представителям патрульно-постовой службы. Их взору предстали автомат от страйкбола и боевой автомат АК-74.

Молодого паренька, назовем его Николай, тут же задержали, допросили, а затем поехали на осмотр квартиры, в которой он проживал.

При обыске в квартире автоматчика были изъяты боевые патроны к автомату АК-74. Затем в ходе оперативно-розыскных действий боеприпасы также были обнаружены в заброшенном гараже. Сам автомат, как оказалось, Николай хранил в помещении колясочной своего подъезда.

Затем, вероятно, он посчитал, что опрометчиво хранить оружие в столь ненадежном месте и решил его перепрятать.

Гитариста сгубило решение тащить тяжелый груз в гитарном футляре. Сложи он все в сумку, на него бы вряд ли обратили внимание: мало ли по городу шарахается молодых людей с тяжелыми авоськами. Почитай каждую пятницу и субботу с набитыми баулами на природу выезжает одна треть населения краевой столицы.

Последующие события для начинающего страйкболиста развернулись во всей своей уголовной неприглядности. Против него было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 222 УК РФ (незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия, его основных частей, боеприпасов (за исключением гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия, его основных частей и патронов к нему, огнестрельного оружия ограниченного поражения, его основных частей и патронов нему), предусматривающей наказание в виде лишения свободы сроком до четырех лет.

Николай свою вину не отрицал и не стал рассказывать небылицы про то, что нашел автомат вместе с патронами где-то в лесу или на пустыре. Из его показаний следовало, что оружие он приобрел «добросовестным» путем, т. е. купил с рук. Однако наотрез отказался говорить у кого.

Откуда взялся этот автомат, следствию установить пока не удалось – на оружии сбиты номера. Также подозреваемый отказался называть цену, которую он заплатил за боевой «калаш».

Если задержанный не будет сотрудничать со следствием, то даже с учетом положительной характеристики из техникума, где он учится, своего нежного возраста и при наличии небедных родителей он может загреметь по полной.

По разным данным автомат АК-74 на черном оружейном рынке может стоить от четырех до шести тысяч долларов США. Добавьте к тому около сотни патронов, т. е. еще 500–700 долларов в твердой валюте.

Сам собой напрашивается вопрос: откуда паренек взял такие деньги? Попросил у папы денег на запасную страйкбольную экипировку или дорогую гитару? И потом, зачем Николаю понадобился боевой автомат? Против кого он собирался его применить?

Меня несколько удивляет, с какой легкостью юноша смог купить оружие и патроны к нему.

За время моей военной службы и дальнейшей журналистской деятельности мне нередко приходилось сталкиваться с хищением оружия и боеприпасов. Чаще всего похищали патроны 7,62 мм к карабину СКС и автомату АКМ.

Второе по популярности место занимали гранаты Ф-1 и РГ-42.

Три года назад из воинской части, расквартированной на нашем полуострове, были украдены более десятка приборов ночного видения. Их до сих пор не нашли. Воровали пистолеты, карабины. В начале 90-х годов на Тихоокеанском флоте не досчитались около двух тысяч ракет к комплексу ПВО «Оса». При ликвидации 99-й дивизии, дислоцированной на Чукотке, потеряли гаубицу типа той, которая сейчас ежедневно палит у Петропавловского Морского собора.

Допустим, молодой автоматчик не расколется. Он отсидит положенный ему срок, выйдет на свободу, а мы будем знать, к кому можно обратиться за приобретением автомата АК-74 и патронов к нему.

Неплохую коммерческую рекламу сделал себе Николай.

Может, он специально вышел навстречу полицейским и вывалил им под ноги скорострельную «игрушку»?

Вячеслав Скалацкий