РЕДАКТОРСКАЯ КОЛОНКА

Наш рыбный край всегда чутко прислушивается к любым законопроектам, касающимся большой рыбалки. В течение всего прошлого года, полагаю, по заказу самого крупного крабового добытчика в России, хозяина «Русской рыбопромышленной компании» Глеба Франка, шла массированная атака на исторические принципы распределения квот на биоресурсы.

Цель господина Франка, о чем уже сообщала наша газета, проста как чугунный лом. Он хочет, чтобы все квоты на вылов краба покупались на аукционах. Это позволит лично ему приобретать большую долю квот и таким образом изменить перераспределение в свою пользу. Находясь в дружеских отношениях с заместителем министра сельского хозяйства РФ – руководителем Росрыболовства Ильей Шестаковым, он сумел протолкнуть изменения в законопроект о распределении пока лишь 50 процентов квот на вылов краба через аукционы с обременением. Слово «обременение» означает введение квот на добычу краба, предоставляемых в инвестиционных целях по результатам аукционов. То есть, чтобы купить квоты, нужно участвовать в инвестиционных программах: строить объекты, перечень которых установит правительство. Это могут быть рыболовецкие суда и объекты инфраструктуры. Ранее правительство распределяло так называемые квоты под киль по историческому принципу. Судовладельцы поверили правительству и начали вкладывать деньги в строительство новых судов в расчете на то, что они окупятся через приемлемое для них время. Если сейчас квоты придется покупать, то построенные суда могут не окупиться никогда, и строительство вынуждено будет свернуться. Напомню нашим читателям, что средний возраст российских рыбодобывающих судов давно перешагнуло за отметку 35 лет (средний срок эксплуатации судна составляет 30 лет). И еще, право на вылов краба выдается до постройки обязательного объекта, что дает возможность победителю аукциона вести промысел без контроля над строительством. Другими словами, счастливый обладатель квот может вообще ничего не строить, ссылаясь, например, на затянувшееся проектирование судна. Тогда ни о каком строительстве новых судов не будет и речи. Это означает, что отечественные судоверфи не будут загружены заказами со всеми вытекающими последствиями. Попытка возродить отечественное судостроение рыболовных судов, с такой помпой провозглашенное правительством, этим же правительством и отменяется в угоду всего лишь одному с непомерным аппетитом и большими связями, в том числе и родственными, крабодобытчику господину Франку.

Почему руководитель Росрыболовства Илья Шестаков пошел на поводу у не очень далекого и жадного коммерсанта, можно не ломать долго голову. Полагаю, дело не только в нежном рукопожатии Глеба Франка, а в нечто значительно большем, чем дружеские чувства. Говорят, уровень взяток при подобных сделках исчисляется десятками миллионов долларов. Боже упаси, мы не имеем в виду главу Росрыболовства. Наш ум отказывается верить, что он может поставить личную корысть выше интересов государства. Возможно, на него нашло крабовое помутнение. Крабы – это ведь такие гидробионты, на которые долго смотреть нельзя, а тем более постоянно думать о них. Они безобразны и страшны, увидишь такое чудовище во сне, так и проснешься заикой. Илья Шестаков по роду своей службы вынужден постоянно думать о них. Представьте себе, как карабкается красный членистоногий посланник темных глубин по твоей постели, а под рукой нет ничего, чтобы отбиться. И вдруг, откуда ни возьмись, появляется тугая увесистая пачка долларов США. Ты берешь ее, прицеливаешься, размахиваешься и бросаешь в чудище морское. Затем просыпаешься в холодном поту: краба на постели нет, зато в углу лежит увесистая упаковка зеленых дензнаков. Волшебство? Безусловно, только в роли волшебника выступает господин Франк. Сон, что называется, в руку. Скандальные поправки в Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», подготовленные ведомством Шестакова, уже находятся в Правительстве РФ и, скорее всего, будут рассмотрены 7 февраля этого года. Затем проект поправок отправится в Государственную думу.

Из-за тревожных снов Шестакова краб на внутреннем российском рынке может подорожать на 30 процентов. Помолимся всем миром, чтобы рабу Божьему Илье не приснился страшный сон про минтай.

Вячеслав Скалацкий