ПРОГУЛКИ ПО ПЕТРОПАВЛОВСКУ

Пятница, 31 января этого года выдалась морозной и солнечной. На расчищенной площадке перед зданием выставочного зала «Город воинской славы» собрались военные моряки, юнармейцы, официальные представители ПКГО и местные журналисты. Все они участвовали в открытии памятной доски в честь экипажа подводной лодки Л-16, затонувшей в Тихом океане 11 октября 1942 года. Тогда погибло 56 человек. На монументе, посвященном этому событию, ранее находилась информационная табличка с именами погибших Героев. К сожалению, в фамилиях подводников были допущены досадные ошибки, кроме того, один из членов экипажа не попал в этот список вообще. Теперь недочеты исправлены, и у подножия памятного сооружения установлена новая информационная табличка. Большую работу в этом направлении провели начальник Управления культуры, спорта и молодежной политики Лилиана Соловьева, ее заместитель Наталья Слепова и директор Дома культуры «СРВ» и его филиала депутат Законодательного собрания Камчатского края Александр Долгунков.

Сам монумент был сооружен в 1963 году. Не буду обсуждать его художественные достоинства, на мой взгляд, их нет. Но трагическое событие гибели нашей подлодки Л-16 оставило след в истории и спустя 75 лет требует некоторых пояснений. Первоначально в 1963 году практически одновременно было установлено два памятных сооружения – в Петропавловске-Камчатском и поселке Рыбачий (ныне Вилючинск). На металлических плитах, прикрепленных к памятникам, значились фамилии 55 человек. Как выяснилось позже, и в том и другом случае они были неточные.

Впервые наша газета заговорила об ошибках, допущенных в фамилиях членов погибшего экипажа, более двух лет назад. Сомнения появились после того, как я сравнил мемориальные доски в поселке рыбачий и Петропавловске-Камчатском. Более того, когда возникают ошибки такого рода, необходимо проверять все сведения, включая координаты места гибели Л-16. Поэтому на заседании Камчатского регионального отделения Общероссийской общественно-государственной организации «Российское военно-историческое общество» было решено отправить соответствующий запрос в филиал Центрального архива, расположенный в городе Гатчина Ленинградской области, за подписью председателя, губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. Вскоре пришел ответ, включавший в себя сведения обо всех погибших краснофлотцах и месте гибели подводной лодки.

Действительно оказалось, что в именах погибших подводников было допущено пять ошибок, а также неправильно указаны координаты гибели Л-16. Наша субмарина получила торпеду от неопознанной подводной лодки и затонула в точке с координатами 46 градусов 41 минута северной широты и 138 градусов 56 минут западной долготы, примерно в 90 милях к северо-западу от ранее указанных координат. Кроме того, камчатское отделение РВИО направило запрос в мемориальную службу Краснознаменного Тихоокеанского флота с просьбой еще раз уточнить состав погибшего экипажа. Ссылаясь на данные Ассоциации подводников Тихоокеанского флота, мемориальная служба КТОФ предоставила нам сведения об еще одном члене экипажа – офицере связи ВМС США.

Таким образом, в момент гибели на подводной лодке Л-16 находилось 56 членов экипажа. Если в Петропавловске-Камчатском дело сделано, то в Вилючинске еще предстоит поменять информационную доску на монументе, посвященном мужеству экипажа Л-16.

Ниже мы поместили фотографию мемориальной доски с именами погибших подводников. Вечная им память.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ

222