НАЗВАНИЕ СМЕНИЛИ, ТРЕВОГА ОСТАЛАСЬ

10 сентября 2021 года на золоторудном Асачинском месторождении в результате обрушения горной породы погиб 44-летний рабочий (по просьбе родственников погибшего мы не указываем его имя и фамилию).

Как следует из сообщения на сайте Следственного управления Следственного комитета РФ по Камчатскому краю: «По предварительным данным, в дневное время 10 сентября в ходе проведения работ по креплению горной выработки зумпфа в разведывательной штольне одного из горнорудных месторождений Камчатского края произошел локальный вывал двух кусков горной массы, одним из которых был травмирован 44-летний работник предприятия. Спустя непродолжительный период времени мужчина скончался на месте происшествия. По итогам доследственной проверки,  с учетом всех установленных обстоятельств, органом следствия будет принято процессуальное решение».

Разработкой Асачинского месторождения занимается акционерное общество «ТСГ Асача» (бышее АО «Тревожное зарево»). 100% акций этого предприятия принадлежат британским акционерам. Напомним нашим читателям, что это предприятие зарегистрировано по адресу: Камчатский край, Елизовский район, город Елизово, улица Мурманская, дом 17, кабинет 7. Основным видом деятельности компании является добыча руд и песков драгоценных металлов (золота, серебра и металлов платиновой группы). Управляет акционерным обществом «ТСГ Асача» управляющая организация ООО «Транс-Сибириан Голд Менеджмент», зарегистрированная по адресу: г. Москва, Пресненская набережная, дом 12, Башня «Восток», этаж 45, офис 1. Управляющий директор предприятия некто господин Никитин.

По заверениям представителей этой организации, проходчик погиб по собственной вине, так как заранее не обработал борт в ходе крепления горной выработки, что предписано действующей на предприятии инструкцией по технике производственной безопасности. Проще говоря, он якобы неправильно установил крепежную опору под потолочный пласт грунта.

Это не первый трагический случай на Асачинском месторождении. Напомню, что 6 января этого года, там же, при монтаже вентиляционного трубопровода из-за обвала пород погибли двое проходчиков. Следственное управление СК России по Камчатскому краю возбудило уголовное дело (ч. 3 ст. 217 УК РФ) по факту нарушения требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, повлекшего по неосторожности смерть двух человек.

1 июля Елизовской городской прокуратурой было утверждено обвинительное заключение в отношении 31-летнего начальника подземного горного участка АО «Тревожное зарево» Ивана Павлова. Дело было передано в суд. По версии следствия, обвиняемому было известно о нарушениях требований безопасности, то есть не были произведены работы по укреплению кровли горной выработки. Несмотря на это, он не запретил работы, что и привело к трагедии.

Первое судебное заседание по этому уголовному делу состоялось 9 августа. По причине неявки подсудимого оно было отложено до 20 сентября. На этом моменте остановлюсь отдельно. «Вести» неоднократно упоминали в своих публикациях о необъяснимом и необоснованном гуманизме некоторых камчатских судей. Меру пресечения по уголовным делам, как известно, также определяет суд. Если судебное заседание было отложено в связи с неявкой подсудимого (как следует из информации, размещенной на сайте Елизовского районного суда Камчатского края), это означает, что подсудимый находился в лучшем случае под подпиской о невыезде и мог свободно перемещаться в пределах Елизова.

Напомню, что он обвиняется в деянии, хоть и неумышленном, но повлекшем смерть двух лиц. Максимальная санкция по этой статье предусматривает лишение свободы на срок до семи лет. Почему суд, выносивший решение о мере пресечения, избрал для Павлова именно подписку о невыезде, а не содержание под стражей или, на худой конец, домашний арест. Ведь подсудимый может скрыться от правосудия, что косвенно уже и подтвердилось его неявкой на первое судебное заседание. В соответствии со ст. 110  Уголовно-процессуального кодекса РФ мера пресечения изменяется на более строгую или более мягкую, когда изменяются основания для избрания меры пресечения, предусмотренные ст. 97 и 99 настоящего Кодекса. В свою очередь, ст. 97 УПК говорит о том, что дознаватель, следователь, а также суд в пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда. Именно это и произошло – подсудимый не явился в судебное заседание. По имеющимся у редакции сведениям, мера пресечения в отношении Ивана Павлова так и не была изменена. Добавлю, что судебное заседание, назначенное на 20 сентября, также не состоялось по причине болезни судьи. В связи с изложенным возникает ряд вопросов, главный из которых – почему именно в отношении «ТСГ Асача» (АО «Тревожное зарево») проявляется подобный необъяснимый «гуманизм» следственных и судебных органов?

Вернусь к сути дела. Можно предположить, что перед январской трагедией начальник подземного горного участка докладывал руководству компании об имеющихся проблемах на горной выработке, но устранение этих недочетов повлекло бы за собой большой перерасход средств и остановку производства. Это означало бы, что АО «ТСГ Асача» («Тревожное зарево») понесло бы большие убытки. Полагаю, руководство сделало выбор в пользу денег, а не безопасности рабочих.

Наплевательское отношение к своим сотрудникам АО «ТСГ Асача» продемонстрировало при опознании тел погибших рабочих после той трагедии. В результате их перепутали и отправили родственникам в Донецкую республику тело южноуральца Николая Зубова. Соответственно, его семье в Челябинск был отправлен гроб с телом Дмитрия Горшняка. Можно представить себе чувства родных и близких, когда они получили тела не своих погибших родственников.

По версии газеты, за организацию отправки погибших горняков отвечал Алексей Войтов (погоняло Нарцисс, Мажор), бывший заместитель председателя Правительства Камчатского края.

Добавлю, что в конце 2020 года АО «Тревожное зарево» проиграло арбитражный суд Дальневосточному межрегиональному управлению Росприроднадзора за размещение отходов производства, относящихся к четвертому (повышенному) классу опасности, в необорудованных для этого местах. Ранее компания утверждала, что отходы относятся к пятому классу опасности. За свой обман она вынуждена была заплатить около 139 миллионов рублей штрафа.

Кроме того, по результатам ряда проверок в мае текущего года Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ (грубое нарушение требований промышленной безопасности или грубое нарушение условий лицензии на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов) в виде штрафа в размере 500 тысяч рублей.

Так же, за нарушение ч. 2 ст. 212 ТК РФ (обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда) АО «Тревожное зарево» уплатило штраф в размере 390 тысяч рублей.

Сейчас руководство АО «ТСГ Асача» пытается оставить погибшего горняка виновным в своей же гибели. Однако, учитывая «послужной список» этого предприятия в части нарушений различных правил и требований безопасности, можно предположить, что результаты доследственной проверки будут совсем не такими, как хотелось бы его хозяевам. Скорее всего, будет возбуждено очередное уголовное дело.

 Соб. инф.

 Подготовлено по материалам Камчатского информационного агентства «Вести».

Зарегистрировано Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Камчатскому краю.

Свидетельство о регистрации КИА «Вести» ИА № ТУ 41-00291 от 21 октября 2016 года.

Адрес редакции: 683024,
г. Петропавловск-Камчатский,
ул. Владивостокская, д. 37.