Море на замОк…

3_web

Не перестает чудить наш Министр обороны Анатолий Сердюков. Умеет удивить, когда захочет. В разгар предвыборной кампании Президента Российской Федерации взял да и закрыл в городе подводников Вилючинске гордость подводного флота – физкультурно-оздоровительный центр «Океан» и крытый ледовый каток «Айсберг». Без лишнего шума сто восемь работников физкультурно-оздоровительных учреждений в одночасье оказались безработными.

За кого, интересно, они будут голосовать?

Читатель помнит, что эти сооружения были построены по прямому указанию Владимира Путина. «Океан» и «Айсберг» находились на балансе вилючинской базы подводных сил. Там трудились 120 человек. Содержание двух сооружений обходилось Министерству обороны примерно в 180 миллионов рублей ежегодно. Военные два года назад предпринимали попытку передать спортсооружения на баланс ЗАТО Вилючинска. Но для бюджета самого секретного города, составляющего немногим более полутора миллиарда рублей – это было равносильно самоубийству. К тому же бюджет Вилючинска почти на сто процентов был дотационным. Деньги на ЗАТО выделялись и шли напрямую из Москвы. Столица и слышать не хотела про деньги на содержание физкультурных достопримечательностей Вилючинска. Они кивали на Министерство обороны, мол, им деньги выделяют, пусть содержат. Не в правилах господина Сердюкова  вникать в проблемы. От них только голова болит. Он решил поступить проще. Оставить 12 человек для охраны двух зданий. А остальных 108 – уволить. Причем, операция «Море на замОк» прошла в лучших традициях войсковой разведки – внезапно.  То бишь, без предупреждения. Все имущество вместе со зданием и оставшимися двенадцатью работниками перешло в ООО «Славянка». Понятное дело, закрыли не просто учреждение физической культуры. Перестали функционировать спортивные секции, где занимались более двухсот вилючинских детишек. ФОК «Океан» регулярно посещали, в том числе иногородние жители. Около десяти тысяч человек в год. Страшно подумать, чего это им стоило. Надо было подать заявку на посещение, дождаться оформления специального разрешения на въезд в закрытое административно-территориальное образование и только потом с легким сердцем отправляться в путь. Дорога в Рыбачий, даже по камчатским меркам, не близкая. От площади Ленина до ФОКа «Океан» расстояние около семидесяти километров. Но, даже принимая во внимание, что отдых, занятие физкультурой и спортом в вилючинской диковинке были платными (в среднем около 400 рублей за одно посещение), все равно ФОК не мог выйти на самоокупаемость. Слишком дорогая игрушка досталась подводникам. Она была явно не по зубам местному бюджету. Что изначально никем из военачальников не оспаривалось. Все понимали, что сооружение грандиозное, доселе на Камчатке невиданное, но дотационное.

Время шло. Менялось умонастроение руководства военно-морского флота. А главное, катастрофически быстро трансформировались взгляды министра обороны. За этими трансформациями успевали немногие.   Среди успевавших, всегда значился нынешний главком ВМФ адмирал флота Российской Федерации Владимир Высоцкий и командующий восточным военным округом адмирал  Константин Сиденко. Их военные карьеры всегда шли по прямой восходящей линии, как взлет истребителя. Волшебным словом у этих командиров всегда было «Есть! Так точно!» и «Начальник всегда прав. Есть мнение его и неправильное». Поэтому, когда адмиралы узнали, что в Министерстве обороны  сложилось мнение ФОК закрыть, никто из них возражать не стал. Они вспомнили в очередной раз волшебное слово, изящно щелкнули каблуками и быстро согласились:  физкультурно-оздоровительный комплекс в Рыбачьем – не их головная боль. Но и это еще не все. В очереди на закрытие стоят Дом офицеров флота и Музей боевой славы на площади имени Щедрина.  На биржу труда уйдут еще сорок служащих. Кстати, музей боевой славы был построен под руководством легендарного подводника, командующего камчатской военной флотилией Героя  Советского Союза вице-адмирала Щедрина. Подводная лодка С-56, которой он командовал во время второй мировой войны, является единственной в стране  и мире подлодкой-музеем на суше. Она стоит на Набережной во Владивостоке, недалеко от штаба Тихоокеанского флота. Этот музей,  кстати, тоже собираются закрыть. Такова общая политика МО РФ. Избавиться от непрофильных активов. Не получается продать, значит, надо закрыть. Наверное, в этом есть своя сермяжная правда. Армия и флот должны заниматься своим делом – учиться воевать.

Никто не спорит, что военная реформа нужна. Но реформировать такой сложный механизм как Вооруженные Силы, перенастраивать его нужно аккуратно. Особенно на Камчатке, где военнослужащие и служащие всегда составляли едва ли не треть населения полуострова, и где каждое третье сооружение принадлежало военным. Тут надо хорошенько подумать, прежде чем махнуть шашкой. Но думать не очень-то получается. А вот рубить с плеча – это по-нашему, по-военному и чтобы все – вдребезги!

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ.

muzej-boevoj-slavy_web