МЕДВЕЖИЙ БЕСПРЕДЕЛ

A brown bear eats frozen vegetables and fruits during a hot summer day at the zoo in Madrid, Spain, July 2, 2015. (Photo by Andrea Comas/Reuters)

Косолапые хищники разорили кладбище в Елизовском районе

Охотоведы во вторник, 24 июля, застрелили еще одного бурого хищника из числа тех, которые на минувшей неделе разрыли могилы на кладбище, расположенном на восьмом километре Паратунской трассы. Это была медведица в возрасте трех-четырех лет. Еще одного зверя удалось только ранить, отчего зверь стал еще более опасным. Всего в налете на погост участвовали три медведя. Один из них – взрослый самец – был убит в прошлый четверг. Последнего хищника-подранка до сих пор ищут.

Последствия медвежьего вандализма обнаружил неделю назад житель Краснодара Павел Коротаев, который специально прилетел на полуостров, чтобы проведать могилы своих погибших детей. От увиденного на кладбище он остолбенел. Около двух десятков могил были разрыты, в некоторых виднелись обломки гробов и человеческие останки с клочьями погребальной одежды. Кругом валялись поваленные кресты и обломки металлических оградок, также поломанных хищниками. Нападению подверглись недавние захоронения, датированные зимой и весной нынешнего года. В одной из разоренных могил был грудной ребенок.

Коротаев снял последствия медвежьего нашествия на видеокамеру мобильного телефона и выложил запись в Интернет. Шокирующие кадры моментально облетели социальные сети, после чего ситуацию на кладбище намеревалась взять под контроль природоохранная прокуратура. Однако и ее сотрудники, и чиновники елизовской администрации выехать на место происшествия в первые дни после случившегося не рискнули. Медведи, отведавшие человечины, не склонны далеко уходить от своей добычи и, потеряв страх, готовы повторять атаки на людей.

Елизовское кладбище, подвергшееся нападению, не огорожено забором и окружено лесом. Оно располагается на территории площадью около пяти с половиной гектаров. На погосте много участков с высокой травой, где хищникам легко спрятаться. Это и осложнило отстрел зверей, ставших чрезвычайно опасными. Отметим, что жители райцентра и окрестных поселков стали замечать медвежьи следы в районе кладбища еще в начале июля и сообщали об этом в полицию. Но, похоже, в агентстве по охране животного мира не придали значения данной информации. «Это были единичные случаи», – заявил журналистам руководитель ведомства Владимир Гордиенко.

Сейчас охотоведы в две смены круглосуточно дежурят на территории кладбища, выслеживая всех обитающих в округе медведей. Граждан настоятельно призывают воздержаться от посещения погоста до завершения отстрела хищников. Уточнить ущерб, нанесенный кладбищу, пока не представляется возможным, поскольку представители районной администрации также до сих пор опасаются выезжать на объект.

Глава администрации Елизовского городского поселения Дмитрий Щипицын предположил, что причиной нападения косолапых на человеческие могилы стали нарушения, допущенные сотрудниками похоронных агентств и самого кладбища. Речь идет о том, что могилы были выкопаны недостаточно глубоко. Санитарные нормы предписывают, чтобы расстояние от крышки гроба до поверхности земли составляло не менее полутора метров. Однако из-за мерзлой земли могильщики не соблюдали правила. На видеокадрах, снятых Павлом Коротаевым, видно: для того чтобы добраться до гробов, медведи раскопали захоронения на глубину не более метра.

Нападение медведей на кладбище специалисты связывают с бескормицей. Уровень воды в реках на юге Камчатки поднялся слишком высоко, и на нерест заходит мало рыбы. В результате весь улов достается более крупным и сильным особям, а молодые хищники и медведицы с медвежатами вынуждены искать пищу, где придется. Чаще всего в поисках корма они приходят на мусорные свалки, но появляются и вблизи человеческого жилья. С начала сезона на полуострове уже убиты 23 медведя, представлявших реальную угрозу для людей.

На кладбище на Паратунской трассе хищники нападают уже не впервые. В мае 2013 года медведи уже разоряли одну из могил на этом погосте, съев при этом покойника. Хищника, обгладывающего человеческое тело, заметили автомобилисты, проезжавшие мимо. Впоследствии выяснилось, что звери раскопали ближайшую к дороге могилу на участке, где хоронят «безродных». Они разломали гроб с телом и начали поедать человеческий труп. Тогда полицейские оперативно вызвали на место происшествия охотоведов, которые застрелили двух хищников. Третьему удалось уйти.

Аналогичные случаи происходят и в других регионах страны. Например, в Магаданской области в середине июля неизвестные застрелили медведя прямо на кладбище и оставили его там. В полиции тогда заявили, что расценивают это как незаконную охоту и начали соответствующую проверку. В Мурманской области зверей все чаще встречают на погостах после религиозных праздников, когда люди приносят на могилы родных и близких продукты и конфеты. «Медведи уже лучше нас знают, когда проходят православные праздники», – горько пошутил на страницах газеты «Коммерсант» заместитель начальника отдела управления областного Госохотнадзора Валентин Барашков.

Согласно данным последних авиаучетов, которые проводились еще три года назад, на Камчатке насчитывается не менее 23 тысяч медведей. По охотничьим квотам ежегодно отстреливают около 600 хищников, но квоты выбираются охотниками лишь наполовину. В этой связи не лишним будет напомнить нашим читателям историю шестилетней давности. А точнее, ту откровенную глупость, которую совершили в камчатском агентстве лесного хозяйства в 2012 году.

Тогда ведомство потратило ни много ни мало – пять миллионов рублей на закупку так называемых «мишеловок». Эти приспособления главные камчатские лесничие именовали не иначе как «специальными ловушками для медведей, которые слишком близко подходят к населенным пунктам на полуострове». На самом деле за бешеные деньги купили две обыкновенные трубы диаметром около метра с крышками на торцах. В самих трубах проделаны дырки, чтобы, поймав косолапого и захлопнув его внутри, можно было выстрелить в него чем-нибудь снотворным.

В комплекте к двум трубам, сделанным, судя по цене, как минимум из серебра, приобрели также три автомобиля для их перевозки. В народе такие зовут «воровайками». Не забыли и про ружья с усыпляющими стрелами. Короче говоря, бюджетные миллионы потратили с размахом, если не сказать, пустили на ветер.

Изначально предполагалось, что глупые топтыгины будут стадами сбегаться на запах протухшей рыбы, которую положат в дырявые трубы в качестве приманки. Затем пойманного медведя прямо в «мишеловке» планировалось усыпить, отвезти куда-нибудь подальше, вытряхнуть из ловушки и вернуться за новым зверем.

О том, что стадами медведи по лесу не ходят, в агентстве лесного хозяйства как-то не подумали.

Дмитрий ЧЕРНОВ