ЛЕЧИТЬ НЕЛЬЗЯ. ПОМИЛОВАТЬ!

Станислав Подлесный, 61-летний житель поселка Раздольный, производит впечатление абсолютно здорового человека. Будучи пенсионером, работает на двух работах. С баяном и гармонью вовсю участвует в местной самодеятельности. Ни на что не жалуется. Трудно представить, что два с половиной года назад камчатский онколог Михаил Нюшко поставил мужчине диагноз, который едва не перечеркнул его жизнь. Как впоследствии выяснилось – ошибочно.

Доктор нашел у Подлесного рак предстательной железы второй стадии, когда тот пришел в краевой онкологический диспансер на обследование. Таково обязательное условие перед установкой кардиостимулятора, которая предстояла Станиславу Евгеньевичу. Заплатив полторы тысячи рублей за УЗИ, по результатам исследования он был направлен еще и сдать кровь на анализ ПСА (простатспецифического антигена). И после этой процедуры мужчина был повергнут в шок. Как и любой другой человек, узнавший вдруг о наличии у себя злокачественной опухоли.

Рак предстательной железы – часто встречающееся новообразование у мужчин, занимающее второе место по уровню смертности среди всех злокачественных опухолей в России. Данный показатель неуклонно растёт. Эта болезнь чаще всего встречается у мужчин старше 60 лет. Она создает препятствие оттоку мочи и в отсутствие лечения может давать метастазы. В большинстве случаев заболевания прибегают к полному удалению железы.

Но оперировать Станислава Подлесного  врачи отказались сразу: вмешательство противопоказано из-за лишнего веса. Другой способ лечения — с помощью гормональных препаратов — тем более не подходил для пациента из-за его не слишком здорового сердца. Единственный способ противостоять недугу, как заявил врач, —  облучение. Причем Лучевая терапия не дает излечения от рака, а лишь улучшает состояние больного, облегчает и продлевает его жизнь.

На эту процедуру Станислав Подлесный был согласен, но просил только отложить ее на несколько дней. Хотел поделиться страшной новостью с родными, посоветоваться с ними, обдумать свою дальнейшую жизнь. Как выяснилось впоследствии, это решение стало одним из самых верных в его жизни. Близкие были единодушны: во избежание плачевных последствий  необходимо заручиться мнением еще одного врача.

«Мы стали искать в Интернете информацию о том, где можно пройти альтернативное обследование, чтобы подтвердить или опровергнуть диагноз, — рассказывает Станислав Подлесный. – Обратились в Томский НИИ онкологии. Там сразу откликнулись: приезжайте. Если будет нужна операция, она обойдется не дороже, чем в 35 тысяч рублей. Но вначале надо привезти материалы камчатского обследования».

НИИ онкологии Сибирского отделения РАМН — единственное специализированное учреждение академического уровня в регионе Сибири и Дальнего Востока. На медицинских форумах в Интернете множество самых доброжелательных отзывов. Столь же хорошее мнение оставили томские медики и у нашего героя. Он с теплотой в глазах рассказывает, как они  на основании представленных документов, сразу усомнившись в диагнозе, провели новое полное обследование. Сделали все почти бесплатно, в то время, как в камчатском онкодиспансере платить — и немало — приходилось за каждый анализ и каждую процедуру. Говорит и об отношении докторов к пациентам: почти как к родным. Спустя полгода после первого визита Станислав Подлесный вновь посетил томскую клинику, и окончательно убедился: никакой опухоли у него нет.

О том, что человеку свойственно ошибаться, говорили еще древние римляне. Но ни в одной области человеческой деятельности ошибки не влекут за собой столь частых и тяжелых последствий, как в области клинической медицины. В том числе, речь идет и о диагностике. Однако  лучшие врачи давно взяли за правило не скрывать своих ошибок, а подвергать их тщательному анализу. Но не в случае со Станиславом Подлесным. «Когда я вернулся на Камчатку и показал здешним онкологам результаты работы томских специалистов, — говорит он, — на  меня едва не набросились с кулаками за то, что я осмелился усомниться в их диагнозе».

Год назад история Станислава Евгеньевича один в один повторилась с его приятелем, также жителем Раздольного. Его диагноз, поставленный онкологами полуострова, тоже звучал как приговор, и тоже был опровергнут специалистами иногородней клиники. «Всего только в нашем поселке было уже три таких случая», — признается Подлесный. Но почему-то кажется, что таких эпизодов в практике медиков нашего региона было гораздо больше.

В большинстве врачебных ошибок, как свидетельствует статистика, нет злого умысла. Они могут быть следствием множества причин. Но главное место среди них занимают недостаток знаний, неумение поставить точный диагноз в сложных, сомнительных случаях. Кто в такой ситуации поймет чувства пациента, которому вдруг сообщают, что дни его сочтены? Сможет ли он оправиться от такого душевного потрясения?

Станислав Подлесный оправиться смог. Такой уж характер у этого человека. После всех обследований и переживаний в Хабаровске ему все-таки установили кардиостимулятор, с которого все и началось. Теперь полон сил и энергии, хотя раньше не мог пешком подняться по лестнице больше двух пролетов. Сегодня взбегает на любой этаж, будто и не разменял недавно седьмой десяток. Даже не стал подавать в суд иск о компенсации расходов на авиабилеты до Томска — не хочет тратить на тяжбу время. Мужчина уверен, что был совершенно прав, когда ни на секунду не захотел оставаться в краевом онкологическом диспансере. Но за медицину полуострова, по его собственным словам, ему очень обидно. И ещё Станислав Евгеньевич очень сомневается в профессионализме камчатских врачей из онкодиспансера.

Дмитрий ЧЕРНОВ