КОНЕЦ ИНТЕРНЕТА ВЫГЛЯДЕЛ КАК КОНЕЦ СВЕТА

Говорят, понедельник – день тяжелый, но никто не думал, что он станет таким тяжелым. В понедельник, 31 мая этого года в 15 часов 6 минут исчезла интернет-сеть и отключилась сотовая телефонная связь у провайдеров МТС и «Мегафон». На Камчатке перестали работать банки, банкоматы, терминалы для оплаты, в авиа- и железнодорожных кассах прекратили продавать билеты. Казалось, что бег жизни замедлился, и мы вернулись назад в прошлое, где стационарный телефон считался роскошью, а в магазинах расплачивались наличными деньгами.

Беда пришла откуда не ждали – из Усть-Большерецкого района. Между селами Усть-Большерецк и Кавалерское произошел обрыв волоконной оптической линии связи (ВОЛС). Нашим читателям нелишне будет знать, что ВОЛС представляет собой кабель диаметром почти 35 см, имеющий многослойную защиту. Чтобы его повредить, нужно очень постараться. Но камчатским умельцам оказалось все по плечу. Каким-то образом они сумели перерубить судьбоносную линию связи и напомнили всем нам, как хрупок этот цивилизованный мир. На устранение аварии понадобилось почти десять часов.

Мы не забыли, что подобный катаклизм уже случался. 17 апреля 2017 года около 18 часов был поврежден магистральный кабель на участке между поселками Селихино и Ягодный Комсомольского района Хабаровского края. Обрыв произошел в глухой тайге, и для магаданцев, камчатцев и сахалинцев наступил почти конец света длиною в десять часов. Мы все «сидели» на этой линии связи.

Теперь пришло время порассуждать. Если, как оказалось, так просто вернуть нас в каменный век, т.е. поставить под удар работу жизненно важных учреждений, включая органы военного управления, то не пора ли сделать дублирование ВОЛС? Хорошо, что порыв кабеля произошел по чьей-то дурости. Представьте на минуту, что злоумышленники захотели нанести максимальный ущерб экономике Камчатки и перерубили ВОЛС в нескольких местах, а пуще того, украли целый кусок длиною, например, в десять метров. Сколько бы времени потребовалось на устранение такой аварии?

К сожалению ВОЛС не единственная важная артерия жизнеобеспечения жителей края. Приведу пример Авачинского водовода, который питает водой более 70 процентов населения края. У него дублера нет. Если что-то случится с трубой, по которой вода доходит до потребителей, пиши пропало. Вода в краевой центр поступает из Авачинского водозабора, и альтернативного источника воды у нас нет. Точнее, у нас есть Быстринское подземное природное водохранилище, но туда не проложен водовод.

Возможно ли устойчивое развитие территории, имеющей столь хрупкую инфраструктуру? Любопытно узнать, кто-нибудь из руководителей региона и воинских объединений задает себе такие вопросы? Или лучше просто не замечать проблему, тогда может показаться, что ее не существует.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ