КОГДА ЛОСОСЬ НАЧНЕТ ПРОДАВАТЬСЯ ПО КРАСНОЙ ЦЕНЕ

В Совете Федерации надеются повлиять на стоимость рыбы в магазинах через улучшение логистики

На Камчатке который год бьют рекорды по вылову тихоокеанского лосося. Еще не завершилась путина-2019, а рыбаки уже наловили красной рыбы больше, чем ожидали власти: вместо прогнозируемых 320 тысяч т на 12 августа добыли свыше 351 тысячи т. Правда, стоимость лосося в магазинах из-за этого не изменилась. «Парламентская газета» разбиралась, из-за чего увеличился объем вылова и как законодатели предлагают «сбить ценник» на красную рыбу?

Подсчитывая реальную добычу лосося, камчатские власти ранее приняли решение увеличить прогнозный объем вылова. «По состоянию на 18 августа вылов в Камчатском крае составил 361 431 т (за неделю +10 462 т), освоение – 84 % от прогнозируемого объема в 429 968 т», – отчитались в среду в региональном управлении Росрыболовства. И если такой темп сохранится, планку камчатские рыбаки преодолеют совсем скоро.

По сравнению с 2017 годом (добычу сравнивают по четным и нечетным годам отдельно в связи с особенностями жизненного цикла рыбы и ее подходами к нерестилищам на западном и восточном побережье Камчатки. – Ред.) улов вырос почти вдвое – на 133 тысячи т. С того же времени камчатские предприятия и начали ставить первые за долгое время рекорды по вылову лосося. В Совете Федерации это связывают с введением запрета на дрифтерное рыболовство в прибрежных водах и исключительной экономической зоне России.

Дрифтерный лов предполагает ловлю рыбы с помощью жаберных сетей, длина которых может достигать нескольких десятков километров. Эти сети расставляли на пути миграции рыбы, опустошая тем самым нерестилища. Проблема была и в том, что любители дрифтерного лова забирали только первосортную рыбу, в основном нерку, а менее ценные виды просто выбрасывали за борт. Из-за такого способа лова популяция рыб быстро сокращалась и не успевала своевременно восстановиться, отмечают в палате регионов.

В 2014 году началась работа с экспертами, биологами, промышленниками и профильными министерствами по подготовке документа об ограничении дрифтерного лова. Соответствующий запрет начал действовать с 2016 года.

Вместе с тем, несмотря на демонстрируемые третий год рекордные показатели вылова, россияне пока не видят кардинальных изменений в стоимости красной рыбы и икры в магазинах. В июле руководитель Информагентства по рыболовству Александр Савельев подсчитал, что цены за год выросли в два раза, и спрогнозировал, что цены вырастут еще на 25–30 %.

«Рыба пока не дешевеет в связи с тем, что на внутренний рынок идет недостаточное количество продукции. Часть рыбы уходит на экспорт», – пояснил  председатель Комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Алексей Майоров.

К слову, эту проблему сенаторы подробно проговорили с главой Минсельхоза Дмитрием Патрушевым и главой Росрыболовства Ильей Шестаковым 23 июля.  Шестаков был вынужден признать, что пока отечественным предприятиям выгоднее продавать улов за рубеж.

При этом недостатка рыбоперерабатывающих предприятий в России нет: такие заводы есть как на Камчатке, так и в других регионах страны. И представители отрасли, которые базируются не в ДФО, давно жаловались, что им не хватает сырья для работы – как раз по причине того, что добывающие предприятия предпочитают сбывать рыбу иностранным партнерам.

Но это не единственная проблема, продолжил Алексей Майоров. Если говорить о лососе, то большую роль в формировании цены на него играет логистика. И пока здесь много проблем, прежде всего – слишком длительные сроки доставки.

«Мы осенью наверняка будем проводить какое-то мероприятие с РЖД, чтобы все-таки (мы об этом говорим уже несколько лет) сократить сроки доставки рыбы с Дальнего Востока. Для этого нужны специальные вагоны-рефрижераторы, но самое  главное, чтобы рыба шла не две недели, а максимум неделю», – рассказал сенатор.

Год назад некоторые СМИ публиковали фотографии и видео брошенной посреди камчатских дорог и лесов гниющей красной рыбы. Среди объяснений этого пресса называла и такое: якобы рыбу выбрасывают сами рыбные предприятия, чтобы сохранить дефицит рыбы и тем самым высокие цены на нее.

«Я думаю, это все же связано с тем, что нет логистических возможностей доставить ее на переработку, например в центральную часть России и другие регионы», – ответил на это Алексей Майоров.

По его словам, переработчики не заинтересованы держать высокие цены на рыбу. Они заинтересованы в том, чтобы у них были стабильная поставка сырья и стабильный сбыт. Последнее возможно при низких ценах на продукцию. «Стабильный сбыт может быть обеспечен. Потому что пока в рационе россиян рыбы недостаточно, в том числе из-за высокой цены. Если рыба подешевеет, то спрос на нее вырастет», – резюмировал сенатор.

(www.pnp.ru)