Газ и больницу вовремя не жди!

pervaya

После двух безуспешных конкурсных попыток найти подрядчика на выполнение дноуглубительных работ в бухте Бечевинка для строительства морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа ФГУП «Росморпорт» сделал паузу. Пауза затянулась. Новый конкурс на дноуглубительные работы должен быть объявлен в марте этого года, но, похоже, дно Бечевинской бухты останется нетронутым.

Напомню, начальная цена контракта составляла 10 млрд 669 млн рублей. Необходимо прокопать канал глубиной 20 метров, шириной около 900 метров и длиной около трех километров. Дноуглубительные работы планировалось завершить 31 июля 2021 года. Сегодня уже понятно, что, скорее всего, прокопать канал не получится даже к июлю 2022 года. Не прошла экспертизу проектно-сметная документация, и, главное, федеральный бюджет не готов увеличить стоимость проекта в два раза. Если вовремя не выкопать канал, то не может идти и речи о непосредственном строительстве перегрузочного СПГ-терминала «НОВАТЭКа». Следовательно, не будет построен перегрузочный комплекс, состоящий из трех контейнерных терминалов для обработки грузов, перевозимых по Северному морскому пути. Инвестор в лице ООО «Приморский универсальный комплекс» из Ленинградской области долго кормил нас обещаниями, что прибьется к Бечевинскому берегу вместе с «НОВАТЭКом». Теперь об этом даже не заикаются. И где этот инвестор? В Ленинградской области, вестимо, ответят злые языки.

К мысли о том, что нам не видать дешевого природного газа как собственного затылка, камчатцы уже привыкли. Газ, который нам будет продавать «НОВАТЭК», будет иметь рыночную стоимость. Осталось понять, сколько времени уйдет на строительство инфраструктуры возле ТЭЦ-1 для приема сжиженного газа и строительства двух газовозов водоизмещением около 15 тысяч тонн и двух океанских спасательных судов ледового класса. Даже при оптимистичном прогнозе глобальная стройка затянется до 2024 года. К этому времени главные камчатские топки ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 почти полностью вынуждены будут перейти на мазут. Тогда становится вовсе непонятной поспешность, с которой реконструировались камчатские котельные для работы на газе. Было потрачено несколько миллиардов рублей, и в результате мы вернулись к тому, с чего начали – к мазуту. К слову сказать, стоимость мазута на 30 процентов дороже стоимости газа.

К сожалению, авторы строительства газовой трубы ошиблись в оценке объемов камчатского газа примерно в 50 раз. Более того, строительство СПГ-терминала-приемника объемом 15 тысяч кубометров газа в районе СРВ создаст угрозу для всего жилого массива, находящегося рядом. По самым скромным оценкам, в зоне риска окажется не только ТЭЦ-1, но и население в количестве нескольких тысяч человек.

Вторая по значимости стройка Камчатского края – краевая больница – недавно получила второе дыхание. Правительство готово выделить 6,9 из 8,4 млрд рублей на строительство многострадальных больничных корпусов. История этой стройки восходит к ноябрю 2011 года. С тех самых пор бывшее Правительство Камчатского края ежегодно обещало найти деньги для завершения начатого строительства. За 10 лет объемы строительства сокращались, т.е. уменьшалось количество зданий, был исключен пластовый дренаж (делается для сейсмоусиления), уменьшено количество коек с 650 до 450, исключено из проекта строительство вертолетной площадки. Изначально стоимость строительства объектов составляло 7,8 млрд рублей. К этим цифрам нужно было добавить еще два миллиарда на покупку и установку современного оборудования. На сегодняшний день неизвестно, входит ли в стоимость проекта (8,4 млрд рублей) покупка и монтаж оборудования для больничных корпусов.

Вообще тема строительства краевой больницы для камчатцев весьма болезненна. Не только потому, что она 10 лет диссонансом звучит в общественном сознании жителей полуострова, но еще и из-за невнятных объяснений камчатского минздрава, кто будет работать на современном оборудовании, установленном в новой краевой больнице? В настоящее время в Камчатском крае не хватает примерно 40 процентов врачей и более 50 процентов среднего медицинского персонала. Нехватку медицинских кадров краевое правительство восполняет за счет привлечения так называемых специалистов из ближнего зарубежья – Киргизии, Узбекистана и Туркменистана. Зачастую эти врачи плохо говорят по-русски и обладают медицинскими знаниями и навыками на уровне нашей медсестры. В такой ситуации неясно, каким образом мы собираемся создать современный высокотехнологичный медицинский центр по оказанию медицинской помощи.

В свое время в Вилючинске, в микрорайоне Рыбачий военно-морской госпиталь для подводников оснастили современной высокотехнологичной аппаратурой, о которой можно было только мечтать. Часть этой аппаратуры до сих пор завернуто в упаковочный полиэтилен, потому что на ней некому работать. Откуда возьмутся специалисты для работы в краевой больнице, которую планируется ввести в эксплуатацию в 2023 году (еще одна утопия)? Камчатское здравоохранение находится в предкатастрофическом состоянии, и пока еще не указан тот славный путь, по которому нам надо выбираться к светлому здравоохранительному будущему. К большому сожалению, прошлое правительство Камчатского края выстроило работу во всех структурных подразделениях органов власти по принципу – делай не как надо, а как хочет начальник. Создание вокруг бывшего губернатора информационного вакуума, предполагающего, что его не нужно тревожить плохими вестями, привело к тому, что проблемы не решались, а пускались на самотек (как-нибудь само рассосется). Для здравоохранения это правило оказалось убийственным. Профессионализм врачей резко упал, их пробелы в знаниях до сих пор оборачиваются трагедиями для больных и их близких. Вместе с тем, чтобы доказать виновность врача в причинении увечий или смерти по неосторожности, родственникам пострадавших приходится проходить через круги ада. На Камчатке существует 11 ассоциаций врачей, призванных защищать их от произвола… Только с чьей стороны? Ковидная история в конце концов закончится, и начнется плановая работа врачей в лечебных учреждениях, одним из которых является краевая больница. Положа руку на сердце, кто поверит в то, что, переехав в новые корпуса краевой больницы, наши врачи станут профессиональнее и добросовестнее работать. Неужели смена географического места заставит их относиться с состраданием к своим пациентам?

Разумеется, новую краевую больницу строить надо, только с точки зрения улучшения социального климата в камчатском здравоохранении это ничего не изменит. Дай бог, чтобы больным людям в новых помещениях было комфортно. Дай бог, чтобы камчатские врачи хотели и могли повышать уровень своей профессиональной подготовки. Слишком долго негативные тенденции накапливались в камчатском минздраве, чтобы их можно было решить строительством одной, пусть даже суперсовременной больницы. Так не бывает.

Зато есть хронические долдгострои, необратимо ухудшающие социальное самочувствие населения полуострова, с трудом поддающееся лечению.

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ