ДЕЛО ПРОТИВ ПОГИБШИХ

Утонувших в Авачинском заливе признают виновными?

Уголовное дело по факту нападения на пограничника возбуждено на минувшей неделе в Дальневосточном следственном управлении на транспорте СК РФ. Расследование ведется по первой части статьи 318 Уголовного кодекса РФ «Применение насилия в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей». Она предусматривает до пяти лет лишения свободы.

Речь идет о резонансном инциденте, происшедшем девятого августа нынешнего года в районе бухты Треугольная, о котором наша газета подробно рассказывала в номерах за 16 и 23 августа. На данный момент следствием установлено, что в тот роковой день ранним утром инспектором по госконтролю в сфере охраны морских биологических ресурсов мероприятий Погрануправления ФСБ РФ по восточному арктическому району в акватории Авачинской бухты на борту маломерного судна проводилось патрулирование с целью выявления и поимки браконьеров.

В остановленном пограничниками катере находились 47-летний Роман Клименко, которому и принадлежало плавсредство, а также 23-летний Дмитрий Дворцов и 41-летний Валерий Дворцов. После инцидента троим рыбакам удалось скрыться, но с тех пор их больше никто не видел живыми. Только спустя шесть дней выброшенные на берег тела Романа Клименко и Дмитрия Дворцова были найдены в районе Халактырского пляжа. Валерий Дворцов до сих пор числится пропавшим без вести.

«Препятствуя законной деятельности находившегося при исполнении должностных обязанностей сотрудника правоохранительного органа, двое находившихся на судне граждан применили в отношении него насилие не опасное для жизни и здоровья. Инспектору нанесли удары по телу, совместно предприняли попытки перевалить инспектора за борт моторной лодки, причинив ему различные телесные повреждения», – сообщили в Следственном управлении на транспорте.

По версии рыбаков, опубликованной со слов их знакомых, пограничники сами протаранили рыбацкий катер. Быстроходное, но небольшое суденышко получило пробоину, и вода стала поступать внутрь. Помпа с откачкой воды не справлялась, рыбаки по телефону попросили друзей о помощи, но было уже слишком поздно.

Этот рассказ вызвал у следствия множество вопросов. Главный из них: для чего пограничникам потребовалось идти на таран катера Романа Клименко, когда там находился пограничный инспектор? Так или иначе, все действия нарушителей говорят об их неадекватных поступках. Они сами подписали себе смертный приговор, уходя с пробоиной на 40 километров в открытое море. Наверное, чтобы вернее утонуть?

Судя по всему, правоохранительные органы после доследственной проверки все-таки признали правоту пограничников и усмотрели в действиях Клименко и Дворцовых признаки состава преступления. В принципе в подобных случаях возбужденные уголовные дела сразу же прекращаются с формулировкой «в связи со смертью подозреваемого (обвиняемого)». После этого завершается и дальнейшее доказывание виновности фигуранта. Но подозрение или обвинение с него не снимается. Напротив, по существу констатируется, что преступление совершено конкретным лицом, от уголовного преследования которого отказываются по причине его смерти.

В результате Уголовно-процессуальный кодекс фактически не предоставляет кому бы то ни было возможности защищать интересы погибших подозреваемых. Процессуальные решения, затрагивающие права последнего и его близких родственников, принимаются дознавателем, следователем или судом без участия стороны защиты. Близкие родственники погибших по существу больше не могут добиваться их реабилитации, а также возмещения вреда, связанного с уголовным преследованием. Поэтому некоторое время назад Конституционный суд Российской Федерации ввел норму, в соответствии с которой, если близкие родственники настаивают на продолжении производства по делу, оно должно быть рассмотрено в суде.

В нашем случае ситуация еще сложнее. Ведь Валерий Дворцов официально погибшим еще не признан. Вдобавок несколько лет назад он был условно-досрочно освобожден из мест лишения свободы, где отбывал наказание за совершение тяжкого преступления. Возможно, это и стало причиной того, что он и его друзья пытались уйти от преследования, рискуя собственными жизнями. Оказание сопротивления представителям органов власти при исполнении ими своих служебных обязанностей грозило Дворцову-старшему новой отсидкой. Очевидно поэтому он и заставил Клименко удирать, несмотря ни на что.

Расследование будет продолжаться до тех пор, пока не будет найдено тело Валерия Дворцова, либо его официально не признают погибшим.

Дмитрий ЧЕРНОВ