БЕРИНГА НЕ ПРИЗНАЛИ

В газете «Наш Бийск» мы нашли и прочитали интересную статью о пребывании на Камчатке Марата Беринга, потомка знаменитого Витуса Беринга.

Как известно, подданный Российской империи капитан-командор российского флота Витус Йонассен Беринг возглавлял две камчатские экспедиции: первую 1725–1730 гг., вторую 1732–1743. Был захоронен в декабре 1741 года на одном из островов Алеутской гряды, в дальнейшем названным его именем. Марат Талгатович побывал на могиле своего предка и, разумеется, прогулялся по Петропавловску-Камчатскому. Как оказалось, Марат Беринг сорок лет назад проходил военную службу в звании лейтенанта в поселке Чапаевка. С тех пор ему не доводилось бывать на Камчатке. Любопытно узнать, когда Марат Талгатович узнал, что является родственником великого Беринга, и признала ли его родство датская линия командора? Как бы там ни было, мы рады любым гостям. Путешествие Беринга из Бийска длилось 11 дней. Вот что он рассказал о своих впечатлениях (стилистика сохранена):

 «К сожалению, единственный негатив за всё моё пребывание на Камчатке произошел в первый день. Проходя мимо Университета им. Беринга, Наталья Киселева (гид Марата Беринга. – Прим. ред.) предложила зайти в него и пообщаться с кем-либо из руководителей и посмотреть его внутри. Зайдя в него, мы, к сожалению, кроме хамства, ничего не услышали (от вахтера и охранницы). Оказывается, им вообще неизвестен Витус Беринг, а тревожить руководителей вуза они не будут. Увидев, что Наталья Киселева сильно возбуждена таким приемом, я попытался всё сгладить и попросил её выйти из здания университета. Глядя на Наталью Киселеву, я увидел, как ей было стыдно и неудобно за своих земляков… Хотел посмотреть цены на продукты и взять что-нибудь к вечернему чаю. Увидев ценники на помидоры, пришел в ужас. Это как надо не уважать своих граждан, устанавливая цену на помидоры 500–600 рублей за кг. Ну я понимаю, если бы цены были выше в 3–4 раза материковых, но в 10 раз… В общем, если не брать в расчет овощи и фрукты, цены на остальные продукты питания вполне приемлемы».

Первое, не повезло пра-пра-пра-пра-пра-пра-правнуку Беринга с гидом. Сегодня даже школьнику известно, что просто так попасть в любое учебное заведение невозможно, тем более если ты хочешь провести экскурсию по университету. Об этом нужно договариваться заранее, а не качать права перед вахтерами, которые отвечают за соблюдение пропускного режима. К слову сказать, в учебные заведения Москвы, например МГУ им. Ломоносова и МГТУ им. Баумана, можно пройти только по пропускам, а к ректору университета – по предварительной записи с указанием причины визита. Разумеется, на Камчатке правила посещения высших учебных заведений попроще, но они существуют.

Второе, охранница и вахтер не обязаны знать в лицо потомка великого мореплавателя в восьмом колене. Если они ничего не слышали о Витусе Беринге, имя которого носит университет, в котором они трудятся, то это возможно лишь в одном случае: обе работницы – выходцы из стран ближнего зарубежья.

Третье, если верить Марату Берингу, то его гид Наталья Киселева во время разговора сильно перевозбудилась, он даже попросил ее выйти из здания университета. Зная Наталью Сергеевну, полагаю, что эта мера оказалась совсем нелишней. Думаю, после отъезда Марата Беринга у Натальи Киселевой было достаточно времени для осуществления священной мести. Стоит только удивляться, почему до сих пор ректор университета жив. Неужели на него не действуют магические проклятия краеведа?

Четвертое, что касается цен на помидоры в магазинах Петропавловска-Камчатского, то потомок славного Беринга напрасно удивляется. Наш регион приравнен к районам Крайнего Севера. В его лейтенантские годы в поселке Чапаевка помидоры с огурцами можно было видеть только в маринованном или соленом виде. Свежие овощи всегда стоили дорого, и купить их можно было только по большому блату. Сегодня в Москве более-менее приличные помидоры стоят 200–250 рублей, в два с половиной раза ниже (но не в 10 раз), чем на Камчатке. Согласен, это все равно дорого, но истина дороже. Конечно, на Камчатке можно найти помидоры и подешевле, например китайские, по 300 рублей за килограмм, нужно просто знать места, где ими торгуют.

В целом вывод из этой истории прост. Если хочешь попасть в университет им. Беринга, нужно заранее позвонить в приемную ректора либо составить план мероприятий на время пребывания почетного гостя на Камчатке, согласовав его с уполномоченным лицом в Правительстве Камчатского края. Смог же Марат Беринг добраться до места захоронения своего датского предка. Это удается далеко не каждому гостю, и без административной помощи здесь не обойтись.

В общем, не на того гида нарвался алтайский потомок российского капитана-командора датского происхождения.

Вячеслав Скалацкий