УЛЬТИМАТУМ ЭРДОГАНА: ТУРЦИЯ ГРОЗИТ ЕВРОПЕ БЕЖЕНЦАМИ

Премьер Бельгии назвал «миражом» возможность членства Турции в Евросоюзе
В последние дни и недели отношения между Турцией и Европейским союзом продолжали ухудшаться, с обеих сторон звучали все более резкие заявления. Турецкий президент Реджеп Эрдоган обвинил Запад в поддержке провалившегося путча в его стране. Он утверждает, что нити заговора ведут за границу, имея в виду деятельность исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, обосновавшегося в США.
Особо резкая критика направлена в адрес Европейского союза, который, по словам Эрдогана, не выполнил свои основные обязательства в рамках соглашения по беженцам. Турции не была выплачена обещанная сумма в 3 млрд долларов, а турецким гражданам не предоставлен безвизовый режим.
Правительство Турции предъявило ультиматум Брюсселю: если к октябрю Евросоюз не отменит визы для турок, соглашение по беженцам будет аннулировано.
На практике это может означать, что в Европу снова хлынут десятки и сотни тысяч мигрантов. Это поставит на грань гуманитарной катастрофы Грецию как первый этап маршрута мигрантов, а затем хаос охватит Балканы, поскольку ряд стран (Словения, Венгрия, Австрия) попытается остановить мигрантов на пути в Центральную Европу. Последствия могут быть непредсказуемыми для всей Европы, в том числе для Австрии и Германии.
Наблюдатели опасаются, что неконтролируемые миграционные потоки способны спровоцировать процесс распада ЕС. Ведь уже сейчас страны Восточной Европы категорически выступают против приема беженцев, а угроза неконтролируемой миграции стала одной из причин выхода Великобритании из ЕС.
Тем не менее, Еврокомиссия заявила достаточно жестко, что не поддастся на шантаж, так как Турция не выполнила все 72 условия для отмены виз, а еврокомиссар Гюнтер Эттингер просто констатировал, что в этом году Турция безвизовый режим не получит.
ЕК заявила, что от борьбы Турции с терроризмом зависят визовые условия с ЕС
В Брюсселе особое раздражение вызывают принятые Анкарой поправки к антитеррористическому закону, под который теперь подпадают все критики Эрдогана, в том числе журналисты и сторонники изгнанного имама Гюлена. Министр экономики Германии и вице-канцлер Зигмар Габриэль заявил, что ультиматум Турции неприемлем, так же как и тональность заявлений Эрдогана.
Наблюдатели задаются вопросом: насколько серьезно Эрдоган намерен осуществить свою угрозу и выйти из соглашения с ЕС? Ведь в этом случае Турция теряет миллиарды евро обещанной помощи. Может быть, речь идет о «предпоследнем предупреждении»? На это указывает тот факт, что заявление по беженцам сделал не Эрдоган лично, а его министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в интервью немецкой Frankfurter allgemeine zeitung.
Пакет соглашений, подписанный Турцией и Еврокомиссией 18 марта, должен был положить конец миграционному кризису. Этот документ, «продавленный» лично канцлером Германии Ангелой Меркель, вступил в силу 4 апреля, после чего поток беженцев иссяк.
Не совсем ясно, что сыграло главную роль – соглашение Эрдоган-Меркель или жесткая позиция стран Центральной Европы, закрывших свои границы для мигрантов. Однако и после соглашения Анкара и Брюссель продолжали обвинять друг друга в различных нарушениях, а диалог между Турцией и Евросоюзом оставался трудным вплоть до недавней попытки государственного переворота.
Теперь же эти отношения просто зашли в тупик: Эрдоган в бешенстве от принятия бундестагом резолюции по геноциду армян в Османской империи, от запрета на его видеообращение к проживающим в Германии туркам и оскорбительных комментариев в немецких СМИ.
Со своей стороны, Европа в ужасе смотрит на волну репрессий, охвативших Турцию после попытки государственного переворота 15 июля. Чистки в Турции носят поистине сталинский размах и охватили не только армию, госслужбы и СМИ, но даже медицинские и спортивные учреждения.
По мнению большинства наблюдателей, соглашение по беженцам в его нынешнем виде спасти вряд ли удастся, но неплохо было бы сохранить хотя бы важнейшие его пункты.
Такой вариант весьма вероятен, поскольку Турция наверняка попытается избежать полного разрыва с Европейским союзом. Поэтому будут отменены лишь некоторые пункты соглашения, в частности так называемый механизм 1:1, согласно которому за каждого высланного из Европы «нелегального» мигранта Турция направит туда одного «легального» беженца из Сирии.
На практике этот механизм так и не заработал: вместо ожидаемых 72 тысяч человек таким образом обменяли лишь 800 беженцев. Поэтому, считают эксперты, отмена данного пункта не будет иметь решающего значения. Позицию Эрдогана ослабляет тот факт, что меры по укреплению границ, принятые странами Центральной Европы, оказались весьма эффективными: «балканская тропа» практически перекрыта.
Тем не менее, греческий министр по миграционной политике Яннис Музалас выразил глубокую обеспокоенность создавшейся ситуацией и потребовал срочного принятия запасного плана Б уже сейчас. Ведь в случае, если Турция откроет свои границы, Греция оказывается под первым ударом беженской волны.
Представители правительства ФРГ подтвердили, что в свете последних событий в Турции соглашение действительно может быть сорвано, поэтому план Б необходимо разрабатывать. В частности, все государства ЕС должны быть готовы к «справедливому» размещению беженцев по системе квот.
Однако страны Вышеградской группы (Чехия, Словакия, Венгрия и Польша) с этим категорически не согласны. Президент Чехии Милош Земан отклонил предложение ЕС о приеме 2700 беженцев на том основании, что они являются питательной средой для терроризма. За это он подвергся жесткой критике со стороны Еврокомиссии.
На самом деле, утверждает руководитель Европейского центра стабильности (ESI) Джеральд Кнаус, план Б уже существует, и он достаточно циничен.
Этот план предусматривает полное перекрытие границ к северу от Балкан по линии Венгрия-Австрия-Словения. Евросоюз приносит в жертву Грецию, которая становится «отстойником» для сотен тысяч мигрантов с Ближнего Востока.
У них не будет никакого шанса на получение статуса беженцев в Евросоюзе. В каком-то смысле Греция превращается в остров Науру, куда Австралия ссылает всех нежелательных беженцев.
Эта «австралийская модель» (которую уже хвалят в Австрии, Хорватии и ряде других членов ЕС) будет означать коллапс Греции как государства, а о Женевской конвенции и всех законах по защите беженцев придется забыть. Будет покончено с понятием европейской солидарности и теми ценностями, на которых строился Евросоюз.
Чем закончится нынешнее противостояние? Пока что дело идет к сворачиванию нормальных отношений между Евросоюзом и Турцией. В Брюсселе и Берлине открыто говорят, что в Турции установлена диктатура.
Австрийский канцлер Кристиан Керн публично призвал Евросоюз прекратить переговоры с Анкарой о членстве в ЕС. По его словам, вступление Турции в ЕС немыслимо. Керн намерен вынести этот пункт на повестку дня открывающегося 16 сентября саммита ЕС в Брюсселе.
(www.ria.ru)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

девятнадцать + три =