Редакторская колонка

Как-то не принято вспоминать зубров от политики на Дальнем Востоке, видимо, потому что их фигуры не были кристально чисты (в России таких не может быть в принципе) но все же двух губернаторов стоит упомянуть. Речь идет о бывшем губернаторе Приморского края Евгении Наздратенко, он первым стал в открытую оппозицию всесильному в то время Анатолию Чубайсу. Евгений Иванович считал его реформы в сфере энергетики антигосударственными, наносящими ущерб, в первую очередь, Дальнему Востоку.  Наравне с ним Виктор Ишаев, бывший губернатор Хабаровского края, полпред Президента РФ Дальневосточного Федерального округа, произнес неубиваемое: «Если мы (имеется в виду государство – Авт.) не будем вкладывать деньги в Дальний Восток, то мы его потеряем». Во многом благодаря усилиям предыдущего полпреда ДФО, было создано Министерство развития Дальнего Востока, и первым министром новорожденной структуры стал Виктор Ишаев, одновременно исполняя полномочия полпреда. Пожалуй, два этих региональных политика сумели повернуть Москву лицом к проблемам дальневосточных окраин.
Нынешний вице-премьер Правительства РФ и полпред РФ ДФО Юрий Трутнев правильно понял, что возможность направить денежные потоки к нашим быстро приходящим в упадок дальневосточным рубежам зависит в первую очередь от его личных полномочий и полномочий курируемого им ведомства. Также стало очевидным, что существенных реформаций не произвести без серьезного изменения законодательства Российской Федерации. В этом смысле в Кремле ему включили «зеленый» свет. Но вот беда: на пути новой дальневосточной экономической политики возникли ведомственные барьеры в лице ФГУП «Нацрыбресурс» (подчиняется Федеральному агентству по рыболовству) и ФГУП «Росморпорт» (подведомственное Минтрансу). Этим организациям принадлежат причалы буквально во всех  морских портах Дальневосточного Федерального округа. Абсолютное большинство дальневосточных территорий опережающего развития (ТОР) опирается на портовые инфраструктуры. Поэтому в первую очередь для ощутимого экономического рывка нужно модернизировать (ремонтировать, переоборудовать) причальные сооружения. Но без согласия вышеназванных ведомств сделать это невозможно. Петропавловский морской торговый порт не явился в этом случае исключением. Под удар была поставлена вся программа по созданию территории опережающего развития. В ответ на это Министерство по развитию Дальнего Востока внесло в Правительство РФ проект поправок к Закону о территориях опережающего развития. Поправки предусматривают передачу причальных сооружений в морских портах в собственность АО «Корпорация развития Дальнего Востока», подконтрольного Министерству. К тому же  Государственная Дума во втором чтении приняла закон, который распространил действие режима свободного порта еще на пять муниципальных районов, включая городской округ Петропавловск-Камчатский. Статус свободного порта позволяет инвесторам  в течение десяти лет получить льготы по налогам на прибыль, по налогам на землю, имущество и страховым взносам. Там же действует режим свободной таможенной зоны. На мой взгляд, это не сильно поможет экономическому развитию Камчатки. Во-первых, наш порт тупиковый и таковым останется как минимум на десяток лет (как раз на время статуса свободного порта). Заработает ли Северный морской путь с ожидаемой нами эффективностью, сомневаюсь.  Потребительский рынок услуг и товаров на Камчатке ограничен, т.е. ему некуда развиваться.  Во-вторых, высокая стоимость электроэнергии сделает любое производство и производимую продукцию на нашей территории неконкурентоспособной на мировых рынках. В-третьих, мы были и останемся, в первую голову, форпостом России и главной военно-морской базой на Дальнем Востоке, что, безусловно, наложит существенные ограничения на работу так называемого порта-хаба, если он у нас когда-нибудь появится. В-четвертых,  ограничения по глубинам делают невозможным заход в наш порт судов с водоизмещением 50 тысяч и более тонн.
Таким образом, выигрыш в ведомственной, аппаратной войне, которую ведет полпред Юрий Трутнев, Камчатке дает немного. Скорее всего, наш край получит моральное удовлетворение от того, что активы Министерства по развитию Дальнего Востока  значительно увеличатся.
И то ладно…

Вячеслав СКАЛАЦКИЙ