ОСТОРОЖНО: ОБЕЗЬЯНЫ НА ТАНКАХ.

На прошедшей неделе дознавателями камчатской полиции возбуждено четыре уголовных дела в отношении водителей, повторно севших за руль в алкогольном опьянении.
Как сообщила пресс-служба краевого УМВД, трое нарушителей были задержаны в Елизовском районе, еще один 27-летний «лишенник» попался сотрудникам госавтоинспекции в Усть-Камчатске. А в этот понедельник стало известно о задержании в Елизове пьяного юноши, который находился за рулем папашиного автомобиля «Honda Fit». Подросток, которому в середине ноября исполнится 18 лет, уже третий(!) раз попадается на вождении автотранспорта, не имея на то прав, да еще в состоянии алкогольного опьянения. Его отец заявлений об угоне машины в полицию не пишет, от алкоголизма свое дитятко не лечит, о том, что его ребенок может запросто убить кого-то на дороге, видимо, не думает. Теперь против его мальчика возбуждено второе уголовное дело. Поможет ли? Сотрудники госавтоинспекции уверяют, что среди позволяющих себе сесть за руль в пьяном виде часто встречаются одни и те же давно знакомые «милые» лица. Причем учитываются только случаи, когда пьянь попадается инспекторам ГИБДД, а сколько раз эти господа на самом деле курсировали по нашим улицам, остается только предполагать. И ни аресты их не пугают, ни высокие штрафы.
Напомним, что с 1 июля текущего года повторное управление транспортным средством в состоянии опьянения стало уголовно-наказуемым деянием. Вступила в силу статья 264.1 УК РФ «Нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию». Цель появления данной статьи заключается в том, чтобы отстранить находящихся в состоянии опьянения от транспортного средства, и тем самым сократить смертность и число дорожно-транспортных происшествий в нашей стране.
С момента вступления изменений в законную силу дознавателями полиции Камчатского края по данной статье возбуждено уже более 120 уголовных дел. А всего по сегодняшний день госавтоинспекторами Камчатского края задержаны более 250-ти таких правонарушителей. Это несмотря на то, что введение в законодательство данной нормы активно пропагандировалось правоохранительными органами и о каждом «попавшемся» широко сообщалось в прессе. Неужели так хочется выпить, что совсем страха нет?
Наказание за езду в нетрезвом виде за последние годы ужесточалось в России несколько раз. Так, в начале нулевых статья 12.8 КоАП наказывала водителя либо штрафом в размере 10-20 МРОТ, либо лишением прав на один год. Такая же ответственность была предусмотрена за передачу управления лицу в состоянии опьянения. В 2004 году законодатели оставили безальтернативное лишение прав на срок до 1,5-2 лет. Затем в 2007 году появилось два новых пункта статьи 12.8 КоАП. Один из них вводил административный арест на срок до 15 суток за пьяную езду в период лишения прав (в отдельных случаях – штраф 5000 рублей). Второй усиливал ответственность за повторную езду в состоянии опьянения – срок лишения прав возрастал до 3 лет. Наконец, в 2013 году наказание за первую поимку в пьяном виде дополнилось обязательным штрафом в 30 тысяч рублей (плюс к лишению), минимальный срок ареста для «пьяных лишенников» стал 10 суток, а штраф за повторную езду в нетрезвом виде возрос до 50 тысяч рублей. С июля 2015 года за два последних нарушения грозит уже уголовная ответственность, а часть 4 ст. 12.8 КоАП утрачивает силу.
В проблеме пьянства за рулем был важный нюанс: если на большую часть автомобилистов вполне можно воздействовать штрафами, лишениями прав или административными арестами, то контингент «конченых» алкоголиков или наркоманов к таким мерам всегда был нечувствителен. Еще со времен, когда за пьянку только лишали прав, в каждой области был рекордсмен со сроками лишения по 70-100 лет. Ради таких пуленепробиваемых любителей выпивки были введены альтернативные наказания: административный арест и штрафы. Но на «конченых» не подействовали и они. Нет у человека работы, дохода, собственности – взять с него нечего, а десятидневное пребывание на казенных харчах, пусть не санаторий, но и не повод отказаться от езды в пьяном виде.
В случае с уголовным наказанием оставлен простор для судебного творчества. Скажем, любому нормальному человеку штраф 200-300 тысяч станет веским поводом задуматься, тем более при наличии дохода и собственности приставы найдут способ взыскать сумму. К тому же она может превышать указанные пределы если у осужденного есть соответствующая зарплата.
Для людей с нулевым доходом (а безработные встречаются и на BMW X5) предусмотрены нематериальные формы наказания, связанные, если так можно выразиться, со значительным личным неудобством – то, чего не было раньше.
В теории все выглядело конструктивно, а реалии показывают, что господа, ранее позволявшие себе сесть за руль в состоянии опьянения, не отказывают себе в этом удовольствии и теперь.
Более того, появилось множество правозащитников, кричащих о попрании прав человека (того самого, который пьяный за рулем), торгующихся о количестве допустимого «промилле». И даже заявлявших об уничтожении основ уголовного права, в том смысле, что ст. 264 прим 1 УК РФ противоречит принципу законности, так как уголовная ответственность устанавливается за совершение двух административных правонарушений.
Но так ли суров закон? За тяжкие ДТП в первой половине 2015 года в Российской Федерации было осуждено 5818 водителей. Все они привлекались к ответственности по одному из шести составов «водительской» 264-й статьи УК РФ, которая предусматривает ответственность за аварии с тяжкими последствиями. Соответствующие данные содержатся в сводных статистических сведениях о состоянии судимости в России за первое полугодие 2015 года, которые опубликованы на сайте Судебного департамента при Верховном суде (ВС) РФ.
Таким образом, второй год подряд в России фиксируется значительное снижение числа осужденных по данной статье. Если в 2013 году в первые шесть месяцев их было почти 8 тысяч, то в прошлом всего около 5300 человек.
Снижение числа приговоров не связано с улучшением ситуации на дорогах, так как аварийность в России сокращается слишком медленно. Динамика статистических показателей объясняется очередной масштабной амнистией. Она была объявлена в конце апреля в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Статистика ВС помимо общих цифр, содержит подробную информацию о возрасте, поле, профессии осужденных, а также другие данные. Так, среди 5818 осужденных оказались 434 женщины (год назад их было 297), в том числе 25 пенсионерок и 16 беременных.
Согласно статистике, больше всего осужденных оказалось в возрасте от 30 до 49 лет — 2507 человек. Еще 1256 водителей осуждены в возрасте 25-29 лет. Также, под суд попали 47 подростков в возрасте от 14 до 17 лет (в прошлом году 32).
Статистика ВС, как и в предыдущие годы, наглядно свидетельствует о мягкости российской Фемиды в отношении виновников ДТП. Многие из них либо отделываются условным сроком, либо небольшим сроком в колонии-поселении. Еще больше тех, чьи дела и вовсе не доходят до судебного вердикта и прекращаются на более ранней стадии.
Больше всего осужденных пришлось на самую «легкую» часть ст. 264 УК РФ, которая предусматривает ответственность за ДТП, в которых есть тяжелораненые. В первом полугодии по ней осудили 2174 человека, а в отношении еще более 3,5 тысяч водителей расследование было прекращено либо на стадии следствия, либо уже в суде.
Из тех же, кто все-таки услышал приговор суда, к реальному лишению свободы приговорили всего 40 человек, то есть около 2%.
Столько же водителей получили реальный срок и годом ранее, но тогда из-за амнистии в честь 20-летия Конституции РФ число осужденных едва превысило 800 человек.
По ч.2 ст. 264, которая карает водителя за то же самое, но в случае, когда он был пьян, осудили 850 человек. Это заметно меньше, чем годом ранее. Дела еще более 500 человек до приговора не дошли.
Но и из осужденных лишь немногим больше трети получили реальный срок – 317 человек. Подавляющее большинство из них проведут под стражей не более двух лет в колонии-поселении.
По ч.3 ст. 264, которая предусматривает ответственность за аварию, в которой есть один погибший, осуждены 1553 человека. Еще 1208 обвиняемых смогли избежать приговора в виду прекращения дела по различным причинам.
Здесь, как и в более легких составах, реальное лишение свободы получила меньшая часть осужденных – 694 человека. Несмотря на то, что санкции данной статьи предусматривают до пяти лет лишения свободы, срок от 3 до 5 лет получил всего 31 человек, то есть 2% от общего числа привлеченных к ответственности.
Лишь при рассмотрении дел, в котором смертельную аварию устраивал пьяный водитель, судьи проявляли относительную строгость. Из 830 привлеченных по данной статье водителей реальный срок в колонии получили 696 человек. Еще в отношении 44 человек дело было закрыто до вердикта суда.
Около половины из тех, кто получил срок, осуждены на 2-3 года, хотя по действовавшим в первом полугодии нормам им грозило до семи лет лишения свободы. Впрочем, и здесь тех, кто получил «по-максимуму», почти не оказалось — лишь 12 человек осуждены на сроки свыше пяти лет.
С 1 июля этого года вступили в силу поправки, которые вводят нижний предел наказания для нарушителей данной статьи. Теперь они не могут получить меньше двух лет лишения свободы. В первом полугодии таковых из 694 человек оказалось 160.
За смертельные аварии, где погибших было двое или больше, в первом полугодии осуждены 286 человек, из них 214 получили реальный срок, но, как и в других случаях, почти всегда намного ниже максимальных семи лет, которые грозили подсудимым.
Строже всего российские судьи относятся к самым злостным нарушителям – тем, кто устроил ДТП в пьяном виде с несколькими жертвами. Эта категория осужденных не подпадает под амнистии, и такие люди всегда оказываются за решеткой.
В первом полугодии к ответственности по ч. 6 ст. 264 УК РФ привлекли 125 человек (годом ранее –131). Из них 118 получили реальный срок, почти все от 3 до 8 лет колонии. Дела еще четырех фигурантов до вердикта суда были закрыты.
Как и в случае с ч. 4 ст. 264 УК РФ, с 1 июля законодательство для данной категории подсудимых ужесточилось – у них тоже появилась нижняя граница наказания, и сейчас таким водителям грозит от 4 до 9 лет лишения свободы. В первом полугодии 12 человек получили не больше 3 лет колонии, а еще 53 – от 3 до 5 лет. Впрочем, и особой суровостью к этой категории водителей судьи тоже не отличаются – свыше восьми лет лишения свободы получил всего один осужденный.
Учитывая, что объявленная весной амнистия длилась полгода и закончилась в конце октября, с большой долей вероятности можно предположить, что данные за второе полугодие будут схожи с первым, а общее количество привлеченных к ответственности окажется ощутимо ниже обычного уровня в 15-16 тысяч человек.
Очевидно, во многом благодаря мягкости законодательства, в кровавой войне на дорогах уверенно побеждают нарушители правил дорожного движения. С января по сентябрь этого года по вине водителей в стране пострадали 115302 человек, из которых 14039 погибли. На Камчатке за такой же период от лихачей пострадали 350 человек, погибли 36.
В настоящее время зреют новые планы правительства и инициативы Госдумы по принятию мер, направленных на сокращение ДТП на дорогах страны. Думаю, здесь уместно обратиться к зарубежному опыту. В Японии чрезвычайно строги не только с пьяными водителями, но и с их пассажирами. Это касается, в том числе туристического и маршрутного транспорта. Здесь пьяному водителю грозит наказание от штрафа в 8 700 долларов США до тюремного срока — 5 лет. А всем его совершеннолетним пассажирам – штраф в размере 3 000 долларов. В Италии у пьяницы еще и конфискуют автомобиль. А в Китае водитель, севший за руль в состоянии алкогольного опьянения и нарушивший правила дорожного движения, приговаривается к смертной казни – расстрелу.
Жанна БАКАЕВА.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать − девять =